111
которого икона и была написана. Она представляла собой «как бы целый
философский трактат
81
взглядов на жизнь и поведение человека, воплощённый в образах и красках»
. Рублёвские
ангелы явились на землю «для того,
чтобы дать людям пример дружеского согласия и
самопожертвования»82, добра и любви.
Они призывали русских князей понять и простить друг
друга, и общими усилиями сломить векового врага. Таким образом, богословская идея единства
Троицы сливалась с жизненно важной идеей спасения Руси через её единение. Этой основной
теме подчинены и композиция, и ритмы линий, и цвет. Лейтмотивом всей композиции выступал
мотив круга (наклоны голов, горы, дерева, придвинутые подножия, красочное пятно ангельских
одежд и очерк их крыльев). Плавные закруглённые линии чередовались с прямыми и диагонально
направленными, что создавало богатство ритмов. Очерчивая силуэт, линии выражали движение и
объём.
Но самое замечательное в иконе, её душа - это колорит. Художник
добился
тончайшей гармонии красок.
Вот как об этом писал Игорь Грабарь: «Построенная на сочетании
лёгких оттенков розово-сиреневых (одежда левого ангела), серебристо-сизых, тона зеленеющей
ржи (гиматий правого ангела), золотисто-жёлтых (крылья, седалища), цветовая гамма Троицы
неожиданно повышается до степени ярчайших голубых ударов, брошенных с бесподобным
художественным тактом и чувством меры на гиматий центральной фигуры, несколько менее ярко
на хитон правого ангела, ещё слабее на хитон левого ангела и совсем светло, нежно-голубыми,
небесного цвета, переливами - на «подпапортки» ангельских крыльев»83. Пользуясь техникой
плави, Рублёв
создавал новый цвет
, смело накладывая друг на друга краски разного цвета. Он
умел создавать чистые и прозрачные краски, которые подчёркивали бесплотность и
одухотворённость ангелов. Его нежные, стройные, лёгкие ангелы - самые поэтические образы
древнерусского искусства.
Немалую роль в иконе играли моменты символического порядка. Круг, в который
вписана Троица, - символ Бога, единства, вечности. Тела боковых ангелов образовали фигуру,
напоминающую чашу, в которой оказался центральный ангел, словно агнец. Дерево знаменовало
древо жизни, древо вечности; палаты - символ домостроительства, а гора - образ «восхищения
духа». Иносказание расширяло значение каждого изображения, придавало ему общечеловеческий
смысл. Сама икона - символ совершенства, гармонии, чистоты, святости. Так богословская
символика перерастала в символ человеческой любви и дружбы.
Созерцание Троицы давало человеку радость обретения душевного равновесия,
тишины и умиротворенности. Рублевская
«Троица» —классика русского исихазма.
Андрей
Рублев привнес в русскую культуру новый идеал искусства - идеал человеколюбия и жизни в
согласии.
Стиль Рублева складывался из соединения традиций русской классики XI-XII вв.
(«своей античности»), палеологовской классики и общеевропейской предвозрожденческой
эстетики, которые преломлялись через гуманистическое умонастроение художника. Его
творчество оказало огромное влияние на современников и последователей, однако рублевской
глубины в русской иконе больше не было.
81 Ильин М.А. Указ.соч. С.90.
82Алпатов М.А. Андрей Рублёв.- М., 1972// Троица Андрея Рублёва. Антология.-М., 1989. С.115.
83Грабарь Игорь. Андрей Рублёв. М., 1926.// Троица Андрея Рублёва. Антология. С.77.