Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

Никитин в своих путевых заметках об Индии «Хождение за три моря» (вторая
половина XV в.) упоминает множество пряностей и лекарственных растений -
шафран, имбирь, корицу, гвоздику и другие, а также берилл - увеличительный
прибор для глаз. Из берилла, прозрачного минерала, шлифовали линзы для
увеличительных стекол и очков, зрительных трубок и оптических приборов.
Многочисленные драгоценные и полудрагоценные индийские камни также находили
свое применение: порошок из граната хирурги применяли для обработки гнойных
ран и при лечении некоторых видов язв. Агат служил материалом для перевозки и
хранения лекарств и благовоний. Из него делали аптекарские ступки и
лекарственные сундучки. Порошок из него считался одним из лучших лечебных
средств для лечения ран и язв от укусов, в том числе змеи, скорпиона и человека. Для
изготовления лечебных мазей порошок, полученный из минералов, часто смешивали
с медом. Из разновидности агата - оникса, названному так благодаря своему
слоистому строению, напоминающему ноготь (с греч.
onychos
«ноготь»), -
изготовляли инструменты для кровопусканий, а пластинки из него применяли для
лечения глазных болезней.
Лечебные свойства камней были известны древнему миру. Считалось, например, что
сапфир лечит головную боль, изумруд - лихорадку, жемчуг - водянку. Порошки из
драгоценных и полудрагоценных камней использовали в своих рецептах древние
врачеватели Египта.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Египте было много
болезней, и каждый врач занимался лечением только одного какого-либо недуга:
«Так, есть врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним
болезням.. ..и вся египетская страна полна врачей». По словам Плиния, Египет
изобиловал болезнями и каждый врач имел свою специальность и лечил только один
род болезней. Готовили врачей в школах, созданных при храмах, в которых жрецы
обучали искусству. Без предварительной молитвы конкретному божеству врач не
приступал к лечению. Качество обучения выражалось в том, что египетское
врачебное искусство славилось и в других древних странах, в которых не было
специально подготовленных врачей. Например, в библейских текстах упомянуто, что
египетские врачи были слугами в знатных семьях (как сказано в Бытие 50:2 «Иосиф
повелел слугам своим, врачам, бальзамировать отца его»); персидские цари Кир и
Дарий пользовались помощью египетских врачей. Врачебное искусство было
знакомо и Древнему Израилю. В то время врачевание состояло большей частью в
употреблении наружных лекарственных средств. Раны очищались, смягчались елеем
и обвязывались; для лечения использовался также бальзам - благоухающая и
целебная смола, о которой упоминается в некоторых ветхозаветных книгах Библии
(Бытие, книга пророка Иеремии, Песни Песней). Бальзам добывался из бальзамовых
кустов, произраставших в изобилии в те времена в Иудее (после правления царя
Соломона государство Израиль, пользовавшееся значительным авторитетом в
древнем мире, было разделено на Иудею и Израиль) и особенно в Галааде.
Натуральный бальзам добывался из
Balsam-odendron Opabalsamus
и
Bals. Gileodense
.
Это растение имеет вид небольшого деревца или куста с раскидистыми ветвями,
покрытыми трехлепестковыми листьями; цветки белого цвета, четырехлепестные,
ягоды - величиною с горошину. Из серой гладкой коры сочится сама по себе смола
светло-желтого цвета, горькая на вкус, с необыкновенно приятным запахом,
напоминающим лимон или розмарин. Этот бальзам употреблялся на Востоке как
лекарство от ран, укуса змей и внутренних болезней.
9