Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

В Вавилоне, по свидетельству того же Геродота, «страдающих каким-либо недугом
они выносят на рынок (у них ведь нет врачей). Прохожие дают больному советы о
его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел
его у кого другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они
исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить
мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его
недуг». Некоторые сведения о достижениях врачевания древнейших цивилизаций
сохранились в вавилонских клинописных записях и в древнеиндийских ведах, в
египетских папирусах и китайских иероглифических рукописях, доступных только
специалистам. Но они лишь подтверждают информацию, собранную воедино в
книгах Библии, в одной из которых, неканонической, включенной в Септуагинту
(древнегреческий перевод Ветхого Завета) говорится о врачевании (врачевание
предполагало знание и прменение лекарственных средств) как одной из немногих
профессий, к которой рекомендуется почтительное отношение. Это - книга Иисуса,
сына Сирахова, внук которого перевел ее на современный ему греческий язык:
«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего
- врачевание. Знание врача возвысит его голову и между вельможами он будет в
почете. Господь создал из земли врачества и благоразумный человек не будет
пренебрегать ими.......... ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его.
Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и
чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой, в болезни твоей не будь небрежен,
но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки
твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала
памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место
врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное
время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им
подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни». (Сирах 38:1-14)
Унаследованные
знания
древних
в
области
врачевания
использовали
древнегреческие йаторы (греч.
iatros
«врач»), сопровождавшие войска Александра
Македонского, который имел целью поработить древний загадочный Восток и
насадить свою культуру, но в результате - эллины, ассимилировав среди
завоеванных народов, сами стали распространителями древнейших традиций и
учений (Александр излагал их в своих письмах Аристотелю, который некоторое
время был его учителем и наставником по приглашению его отца - царя Македонии
- Филиппа). Это затронуло и область врачевания.
Среди широко использовавшихся лекарственных растений были белена, полынь,
подорожник, ягоды можжевельника, опий, кедровое и касторовое масло, мирт, уксус,
вино, ладан, пивные дрожжи, чеснок (особо популярный в Древнем Египте и
Вавилоне), лук. В Вавилоне, Ассирии, Древнем Израиле, Иудее использовались
бальзамы, масло и вода, поэтому человек, знающий все целительные свойства этих
веществ, и использовавший их в лечении назывался «знающий воду и масло».
Особенным почетом пользовались врачи, знавшие и умевшие применять препараты
ртути в виде солей (красной, белой и желтой). В Древней Индии золото считалось
самым сильным общеукрепляющим средством. Минеральные вещества и их соли
также применялись в лечебной практике. Среди них препараты мышьяка, железа,
меди, которыми прижигали язвы и лечили глазные болезни. При кровопотерях
применялись железо и мышьяк. С последним греки познакомились также во время
завоевательных походов Александра Македонского в IV в. до н.э. Им назывался
порошок, имеющий сильное ядовитое действие, которым травили грызунов.
Название «арсеникон» (от греч.
arrhenicum
лат.
arsenicum
от
auripigmentum
10