Стр. 8 - 2

Упрощенная HTML-версия

названиями лекарственных средств связано достаточно много мифов, которые в
иносказательной форме повествуют об этой информации.
Вот, например, что рассказывает древнерусская легенда о вахте трехлистной. Одна
из русалок, несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из
подводного царства погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей
возвращаться под воду и оставила на берегу «нести вахту»: предупреждать путников
о топких болотистых местах. Горько плакала от тоски русалка и превратилась в
красивое растение, которое стало исцелять от многих болезней. О Волхове
напоминает и другое русское предание. Царица любила молодого купца Садко, но
ему больше нравилась простая деревенская девушка. Много горьких слез пролила
царица. Когда они падали на землю, то превращались в ароматные серебристые
цветы - ландыши.
Учения древних переходили от племени к племени, от народа к народу. При этом
что-то утрачивалось, а то, что было недоступным для понимания - заменялось
понятным для данной культуры представлением, либо - относилось к области
сверхестественного. Так, например, представление об удивительных лекарствах,
спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой
воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик
становился юношей.
Древнеиндийские ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или ранения
обращаться к богам - небесным врачевателям. Это Индра — бог грозы, дарующий
дождь; Рудра - владыка лекарственных трав; близнецы Ашвины - боги-врачеватели;
Агни - бог огня и возрождающейся жизни. Особое место среди них принадлежит Варуне
- «владыке вод». Именно он был «хранителем небесного равновесия и порядка» и карал
болезнями за нарушение этого порядка не только людей, но также животных и растения.
Считалось, что подобно Эа, покровителю искусства врачевания у древних шумеров,
Варуна обитал в глубинах вод. С водой жители Древнего Востока связывали
представление об очищении, внутреннем и внешнем. Вода была универсальным
лекарством, особенно дождевая вода и роса, которые у многих народов считались
посланными с неба и наделялись животворящей силой. Исцеляющей силой
наделялся также огонь, с которым был связан древнегреческий миф о Прометее,
также как и остальные мифы Древней Греции, имеющий корни в религиях Древнего
Востока. .
Или, переработанный народным сознанием древнегреческий миф о волшебнице
Медее, пришедший из древнейшей Мидии, которая могла превратить старого
человека в юношу с помощью зелья, сваренного в большом медном котле. После
того, как она погрузила в кипящий котел барана, он выпрыгнул оттуда резвым
ягненком. В русском варианте - это всем известная, записанная Ершовым, сказка о
Коньке-горбунке.
Древние культуры контактировали между собой посредством торговли, переселений
завоеванных народов, странствовавших в каких-либо целях единичных
представителей народа, династических браков и т.п. Все это служило средствами
информации о другой культуре. Например, из Индии купцы привозили вместе с
другим товаром пряности, лечебные травы, восточные лекарства животного
происхождения, наиболее известными из которых были индийский мускус и
бобровая струя. Врачевали также с помощью благовоний - мирры, ладана,
нескольких видов индийского алоэ и пахучих магнолий. Тверской купец Афанасий
8