Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

«набухать, пухнуть; волноваться, быть в смятении»; в беотийском и дорийском
диалектах это форма
eido
«виднеться, появляться; казаться, представляться; делать
вид, притворяться; уподобляться, быть похожим».
Или, например, ставшее медицинским термином общеупотребительное слово
«генезис».
Genesis
имеет древнюю этимологию, давшую название 1 книги Библии,
которая в русском языке именуется Бытие, говорящей о том, что начало быть:
происхождение неба и земли, сотворение человека и его предательство, Божье
обетование Спасителя и завет Бога с человеком. Греческое
genesis
имеет
индоевропейский корень
gena-
«рождать», послуживший основой для наименования
частей тела (лат.
gena
«щека», греч.
genos
«подбородок, щека, челюсть»,
gnathos
«челюсть»,
genitalia
«детородные органы»). Например,
genu
«колено», которое
выступает в двух значениях: 1) родственные связи
genus
«род»; и 2) часть тела -
«колено». Древняя этимологическая связь между индоевропейскими gen «род» и gen
«колено» обусловлена сравнением родственных связей со связями, которые
существуют между частями тела. Вторичное значение индоевропейского
gena-
«знать», от него греческое
gnosis
«знание, познание» Существующая
этимологическая связь «знания» и «рождения» восходит к доиндоевропейскому
периоду. Один из египетских иероглифов изображал стоящую на коленях рожающую
женщину, что отражало обычное положение роженицы в древности.
Коленопреклоненное положение принималось также при обращении к Богу, т.е. эта
поза выражага признание и раскаяние не только в собственных грехах, но и грехах
всего рода (колена), смирение, почтение, зависимость, благоговейный трепет перед
Создателем, чье невидимое присутствие открывается через Его творения. Поэтому
«знание» понималось не как умозрительные человеческие заключения, а как
откровение Бога о Себе, о законах, Им установленных, как в нравственной области
для регулирования социальных взаимоотношений (Десять заповедей), так и в
природном мире. Знание, в соответствии с библейской традицией, - это не сила
интеллекта и обширные знания, которые, как считали библейские мудрецы, уму не
научат; знать - значит не только понимать, но и соответствовать своему знанию, что
равносильно понятию мудрости, слова, которое транслитерировано в русский язык
из греческого: ци9о^ (мутхос) «слово, знание». В этом смысле слово является
синонимом знания, дающего силу, т.е. слово (знание) является мощным оружием,
которое используется во благо, а невежество (антоним знания) обусловливает
искаженное знание, провоцирующее зло, дающее основание для ведовства,
колдовства (отсюда слово «ведьма, ведьмак»), существующего по настоящее время.
Такой человек, по причине своего невежества (лат.
profanus
«человек, не имевший
права входа в храм», «непосвященный»; греч.
idiotes
«неученый, несведующий
человек», «невежда»), пытается воздействовать на обстоятельства, других людей,
часто в своих корыстных интересах (желание славы, власти и материальных благ), и
не осознавая, какой опасности он подвергает себя, своих близких и обращающихся к
нему за помощью людей. Поэтому мудрость неотделима от нравственности: если
человек мудр, то он непременно ведет себя достойно имеющемуся у него знанию.
Основанием всякого истинного знания, основанного на вере, в соответствии с
библейским учением, являются правильные отношения с Богом, продуцирующие
мудрость, в отличие от невежества, которое Г.Галилей назвал матерью злобы,
зависти, алчности и всех низких и грубых пороков. Этим объясняется то, что в
древности связывали проблемы физического здоровья с нравственным поведением
человека, с его духовным здоровьем. Например, греческое
pathos
«чувствование»,
«страсть», «непристойность, распутство», «страдание» (в сложных терминах -
pathia,
patho-
) в современной медицине употребляется в значении «заболевание». По сути,
сам термин указывает на причины болезненного состояния, которые обозначались
17