Это явление нашло отражение в народном языке, известном под именем «Панацеи»,
когда вдруг появляется какое-либо «новое» лекарство «от всего». Панацея или
Панакея была, в соответствии с древнегреческой мифологией, дочерью Асклепия -
бога врачебного искусства и сына Аполлона (египетского Тота-Гермеса), врача
богов. Сыновья и дочери Асклепия олицетворяли различные аспекты врачебного
искусства - лекарственное лечение (Панакея), хирургию (Махаон), исцеление от
внутренних болезней (Подалирий), магическое врачевание (Телесфор) и
профилактическую медицину (Гигея и Огле). Все они, согласно мифам, обучались
медицине у своего отца Асклепия. Считается, что прообразом бога-целителя
Асклепия, культ которого сложился в VII в. до н.э., был царь Фессалии и
прославленный врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны (XII в. до
н.э.), о нем и его сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах, упоминает
Гомер в «Илиаде». Махаон и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия мудрые
дети». Махаон, «бессмертным подобный», был военным хирургом, который смог
сначала вынуть из раны стрелу, хотя «заостренные зубья обратно ее не пускали», а
потом вылечить рану: «Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет
он и стрелу, и рану присыплет лекарством». Подалирий прославился диагностикой и
врачеванием внутренних болезней, он поставил правильный диагноз заболевшему
безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству. Выучившись, Асклепий
лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными
песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс
их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки
приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой посредством воздействия
разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. Греческие
мифы рассказывают о чарующей музыке Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и
боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки
греческими врачами, последователями Пифагора, для усмирения боли и гнева.
Успокаивающее действие музыки во время обострения душевных болезней
использовалось и в более древних культурах: так, например, когда израильского царя
Саула мучил душевный недуг, Давид (будущий царь Израиля) играл на лире для
облегчения его страданий. По преданию, Асклепий достиг такого совершенства в
своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини
Афины он получил в дар особое лекарство - кровь Медузы-Горгоны; кровь из вен
левой стороны была целебной, а из правой - губительной для человека. Аид, бог
подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых.
В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным
просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать
мертвых Согласно преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя
острова Кос. Здесь и продолжился род Асклепиадов (потомков Асклепия).
Первоначально врачи были кровными родственниками: знания передавались от отца
к сыну; отношения между врачами определялись семейной традицией. Позже, когда
Асклепиады стали принимать в свою среду и «посторонних» юношей, семья
превратилась во «врачебное общество».
Или термин «плацебо», смысл которого отражает веру пациента в эффект какого-
либо средства (чаще всего это индифферентное вещество), назначаемого для
установления участия внушения в эффекте того или иного лечения, а также для
осуществления нравственно-суггестивного (от лат.
suggestio
«внушение, намек», а
также «добавление, указание»; «доклад с предложением») эффекта со стороны
врача.
13