Появление этого термина связано с первым словом заключительной строчки 114
Псалма: «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых» (лат.
«Placebo Domini
in regione vivorum»).
Смысл
placebo
раскрывается непосредственно в самом псалме:
«Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо
Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные,
муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я Имя
Господне: Господи! Избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд
Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись,
душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу
мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицом
Господним на земле живых».
Язык медицины специфичен, прежде всего тем, что он является языком, на котором
«говорит» болезнь, сообщая о себе информацию через определенные признаки. Но
«говорит» не только болезнь. Бессловесный язык присущ всем живым организмам,
начиная от бактерий - прокариотов (доядерные формы), генетический аппарат
которых представлен кольцевой молекулой ДНК, содержащей информацию об их
функциях, сообщающейся из поколения в поколение; грибов, сочетающих в себе
признаки и растений и животных: они лишены хлорофилла в отличие от растений, и
по типу питания являются гетеротрофами, но питательные вещества всасывают как
растения. Информация, заложенная в их генетическом аппарате, обусловливает их
функцию метаболизма в природе путем разложения растительных остатков и
пополнения запаса минеральных веществ в почве. Внешним носителем их
информации выступает их форма и внешний вид (горб - древнерусское
гърбъ
«гора,
холм»; в латинском
mucus
«слизь, пленка»; в латинском
fungus
«нагар на свече»,
«губчатый нарост»; в норвежском korp «толстая, узловатая кора», ирландское
gerbach «морщина, складка»), а также способ видимого появления, давшие ему имя в
славянских языках
gribъ
от
grebo
«то, что вырывается, вылазит из земли».
Сообщение этой информации человеку обусловило наименование посредством
метода аналогии группы заболеваний под общим названием
«mycoscs»
от греческого
mykes
«гриб», корень которого дал название ряду плесеней
(Zygomycetes).
Тем же
методом аналогии, но уже из мира человеческого, было привнесено в мир
растительный и животный слово «паразит» (из греческой античной комедии слово
parasitos
«сотрапезник, гость, поклонник поэзии; прихлебатель, угодливый
приживальщик» перешло в латинский язык с теми же значениями) для
характеристики существ, живущих за счет других, тем самым, способствуя их
разорению и разрушению, под которыми в медицине понимаются возбудители
заболеваний, ассоциирующихся по своей внешней выраженности и способу
распространения с грибами.
Внешняя форма часто служила основой для наименования растений. Например,
Bursa pastoris
(дословно: «сумка, мешок пастуха») или
Digitalis
(наперстянка). С
греческим названием последней связан древний миф о
dactylos
(греч.«палец»).
Согласно мифу, когда Рея (Гея) рожала Зевса, то, чтобы облегчить муки, она вдавила
пальцы в землю, и из нее выросли дактили: пять женщин из ее левой руки и пять
мужчин - из правой, которые стали охранять колыбель Зевса на Крите, а потом
пришли в Элиду и воздвиги храм, чтобы умилостивить Крона, желавшего погубить
Зевса. Дактили-мужчины были кузнецами и первыми обнаружили железо, а их
сестры заставили всех на них смотреть как на великое чудо, потому что они
произносили магические заклинания и научили Орфея мистериям богини. Если
имена дактилей-мужчин были известны (Геракл, Пеон, Эпимед, Иасий и Акесид), то
имена женщин - хорошо сохраняемая тайна. Геракл, принеся дикую оливу от
14