Стр. 12 - 2

Упрощенная HTML-версия

В качестве лекарственных средств использовались продукты животного
происхождения, такие как мед, воск, молоко, масло, сырая печень трески, рыбий
жир, а также жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных. С воском был связан
вавилонский обычай, принятый персами, заключавшийся в обмазывании тела
покойника с целью задержать разложение, после чего тело помещали в саркофаг, о
чем упоминает Геродот. Слово «воск» во всех культурах исконно связывалось с
деятельностью пчел, которые в античности особенно высоко ценились из-за
продуктов своей жизнедеятельности: меда и воска. Мед в то время был не только
любимой пищей, но и одним из лечебных средств, как и воск, которые применяли
также для консервирования. Пчелы -
hymenoptera
- «вуалекрылые» насекомые
воспринимались языческими народами как души умерших жриц богини, называемой
в разных культурах различными именами, одним из символов которой были золотые
соты. Само название насекомых
hymenoptera
происходит от слова
hymen
«покрывало,
вуаль», скрывавшая внутреннее святилище храма богини, этим же словом
обозначался титул жрицы, совершающей обряды, которая отвечала за брачные
обряды, откуда произошло выражение «медовый месяц».
В Египте, считающимся родиной дерматологии, применяли такие лекарственные
формы, как мази; водные растворы; впрыскивания; клизмы, изобретение которых
приписывается египтянам; компрессы; горчичники; пластыри; примочки; настои;
отвары; пилюли а также способ окуривания. Перевязочным материалом служили
хлопок, шелк, волокна растений и деревьев.
В состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соду, поваренную соль,
квасцы, селитру, медный купорос, нефть, соли аммония. С названием последнего
связана история открытия александрийскими врачевателями нашатыря, который они
добывали как природный продукт в оазисе Аммона, а также получали из мочи и
испражнений верблюдов и других животных.
В зависимости от причин болезни (их классифицировали исходя из существовавших
верований: колдовство другого человека, вселение некой демонической сущности,
бытовые поражения и пр.) врачевателями использовались молитва (в библейской
традиции), заговоры-обращения и заговоры-заклинания (в языческих культурах), а
также соответствующие лечебные средства, знания о которых передавались из
поколения в поколения, а также приобретались опытным путем. Следует здесь
уточнить, что во времена Ветхого Завета болезнь воспринималась как образ греха,
чем и объясняется разница в подходах к лечению, приготовлению и использованию
лечебных средств. (Этимон слова grёхъ в старославянском языке выражал «жжение
совести», что соответствует библейскому значению «терзание души, вследствие:
вражды против Бога; преступления против Его закона». Возможно, это понятие было
привнесено выходцами из Палестины в архаичную культуру древней Эллады, что
проявилось в древнегреческой традиции, сравнивающей болезнь с войной, боль
выступала признаком состояния, характеризующимся отсутствием целостности,
обусловленной какой-либо причиной. Гомер использовал для этого слова ацарпа,
ацарт^ца «ошибка, вина, проступок» для обозначения «потери цели», когда воин не
в состоянии был поразить врага своим копьем, Фукидид - для обозначения потери
верного пути.) Если люди знали и верили в Единого Бога, Творца всего видимого и
невидимого мира, то они и действовали в соответствии с этой верой, исследуя
растительный, животный и неорганическй мир для рационального выделения из него
лекарственных средств. Тогда как люди, поклоняющиеся творению (звездам,
планетам, деревьям, огню, воде и пр.) и обожествляя его, наделяли источники
лекарственных средств некой мистической силой, что наблюдается и поныне.
12