результате комплексного обследования у них выявлено: двусторонний ПМР-у 10 (58,8%),
односторонний-у 6 (41,2%). ПМР I-II ст. выявлены у 5 (31,3%), ПМР II-III ст. у 11 (68,7%).
У всех детей был выявлен гиперрефлекторный тип мочевого пузыря. Инфкция мочевых
путей встречалась у 100% пациентов. Эндоурологическая коррекция ПМР проведена 16
пациентам. Лечение основного заболевания проводилось одновременно и после
эндоскопического лечения.
Осложнений при эндоскопической коррекции ПМР не было. После эндоскопических
субуретральных коллагеновых инъекций рефлюкс отсутствовал у 9 (59,8%)% пациентов в
течение 6 месяцев. У 3 (18,6%) произошло уменьшение степени рефлюкса. У 4 (21,6%)
отмечался рецедив. У 12 (72,7%) больных отмечалась ремиссия пиелонефрита. Изменения
в анализах мочи сохранялось в 27,3% случаев.
Таким образом, мы считаем обоснованным проведение эндоурологической
коррекции пузырно-мочеточникого рефлюкса на фоне нейрогенной дисфункции мочевого
пузыря и пиелонефрита. Это позволяет защитить почки от гидродинамических нарушений
и обеспечить значительное уменьшение частоты обострений пиелонефрита.
Лялько Т.Е.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЭНУРЕЗОМ.
Областная детская клиническая больница
г.Омск
Энурез, - это серьезная проблема, от которой страдают дети и которая вызывает
беспокойство их родителей. Считать энурез заболеванием можно по достижении
ребенком возраста 4-5 лет. До этого времени эпизоды "влажных ночей" - явление
вполне допустимое.
Если говорить о предрасположенности ребенка к энурезу, то он имеет большую
опасность для детей с тревожно-мнительными чертами характера. Это такие дети,
которые часто находятся в состоянии повышенной тревоги, напряжении, их одолевают
всевозможные страхи и сомнения, они не уверены в себе, эмоционально неустойчивы и
ранимы, трудно адаптируются к новым обстоятельствам и тяжело расстаются с
устоявшимся ритмом жизни и др. Также большую роль играют конфликты в семье или в
детских учреждениях. Кстати, невротический энурез - единственная форма, при которой
характерно эмоциональное отношение ребенка к своему дефекту -от активной
заинтересованности в симптоме до болезненного переживания. И если ребенок попадает в
состояние хронической тревожности по поводу многих вещей (в том числе и по поводу