k422 - page 1096

1096
относятся
к
результатам
своей
деятельности
,
стремятся
добиться
успеха
.
Все
эти
групповые
процессы
и
явления
оказывают
сильное
влияние
на
поведение
студентов
,
успешность их
учебной
деятельностиипрофессионального
становления
.
В
то
же
время
,
согласно
литературным
данным
,
проблеме
межличностных
отношений
в
студенческих
группах
медицинского
вуза
в
психологической
науке
уделено
недостаточно
внимания
.
Поэтому
целью
настоящего
исследования
выступило
изучение
особенностеймежличностных
отношений
в
студенческих
группахмедицинского
вуза
.
Гипотеза
исследования
состояла
в
предположении
о
том
,
что
особенностью
межличностных
отношений
в
студенческих
группах
медицинского
вуза
является
обусловленность
удовлетворенности
студентов
своим
положением
в
группе
их
отношением
к
коллективу
.
Реализация
поставленной
цели
и
проверка
сформулированной
гипотезы
потребовала
решения
следующих
задач
:
1)
определить
удовлетворенность
студентов
своим
положением
в
группе
; 2)
выявить
отношение
студентов
к
коллективу
; 3)
статистически
проверить
взаимосвязь
удовлетворенности
студентов
своим
положением
в
группе
и
их
отношения к
коллективу
.
В
соответствии
с
задачами
были
выбраны
методы
исследования
:
методика
изучения
межличностных
предпочтений
Дж
.
Морено
;
методика
изучения
социально
-
психологического
климата
в
коллективе О
.
С
.
Михалюк
,
А
.
Ю
.
Шалыто
;
метод
линейной
корреляцииПирсона
.
В
исследовании
приняли
участие
26
студентов
2
курса
педиатрического
факультета
Омской
государственноймедицинской
академии
.
Важным
социометрическим
показателем
считается
уровень
благополучия
межличностных
отношений
в
группе
,
определяемый
по
соотношению
лиц
с
высоким
и
низким
социометрическим
статусом
.
Как
показали
результаты
социометрии
по
методике
Дж
.
Морено
,
в
данной
группе
уровень
благополучия
взаимоотношений
является
достаточно
высоким
,
так
как
количество
студентов
с
высоким
социометрическим
статусом
«
звезд
»
и
«
предпочитаемых
»
в
сумме
больше
(14
человек
),
чем
с
низким
социометрическим
статусом
«
пренебрегаемых
»
и
«
изолированных
» (12
человек
).
Эти
данные демонстрируют популярность
большинства членов
студенческой
группы
.
Для
каждого
члена
группы
имеет
значение
не
столько
число
выборов
,
сколько
коэффициент
удовлетворенности
своим
положением
в
группе
(
Куд
) .
Куд
=
число
взаимных
выборов
/
число
выборов
,
сделанных
данным
человеком
.
Как
показали
полученные
по
методике
Дж
.
Морено
результаты
,
коэффициент
удовлетворенности
студентов
своим
положением
в
группе
средний
:
равен
0,4
балла
(
максимально
возможный
– 1
балл
).
При
этом
14
студентов
(54 %
испытуемых
)
имеют
высокие
коэффициенты
удовлетворенности
своим
положением
в
группе
, 12
студентов
(46 %) –
средние
и
низкие
коэффициенты
.
Это
свидетельствует
о
том
,
что
не
все
студенты
взаимодействуют
с
теми
,
с
кем
им
хотелось
бы
.
Каждый
член
группы
выбирает
для
общения
шесть
конкретных
людей
,
но
лишь
двое
из
этихшестерых желают
общаться
с
этим
членом
группы
и
делают
взаимный
выбор
.
Очевидно
,
полученные
результаты
объясняются
тем
,
что
исследуемая
группа
была
образована
год
назад
,
и
до
сих
пор
не
все
члены
группы
активно
включены
в
неформальное
взаимодействие
.
Согласно
полученным
по
методике
Дж
.
Морено
результатам
,
в
данной
экспериментальной
выборке
индекс
изоляции
невысок
:
равен
0,1
балла
,
что
свидетельствует
облагоприятностимежличностных
отношений
в
студенческой
группе
.
Как
показали
результаты
психологического
тестирования
по
методике
О
.
С
.
Михалюк
,
А
.
Ю
.
Шалыто
,
у
большинства
испытуемых
(82 %)
зафиксировано
положительное
отношение
к
коллективу
,
у
6 % –
отношение
к
коллективу
является
противоречивым
,
неопределенным
,
и
у
2 % –
отрицательным
.
При
этом
студенты
в
большей
степени
проявляют желание
учиться
в
своей
группе
(
эмоциональный
компонент
социально
-
психологического
климата
в
коллективе
),
а
также
общаться
с
однокурсниками
1...,1086,1087,1088,1089,1090,1091,1092,1093,1094,1095 1097,1098
Powered by FlippingBook