k422 - page 1095

1095
ОСОБЕННОСТИМЕЖЛИЧНОСТНЫХОТНОШЕНИЙ
ВСТУДЕНЧЕСКИХГРУППАХМЕДИЦИНСКОГОВУЗА
Д
.
С
.
Провичкин
Омская
государственнаямедицинская
академия
Кафедра педагогикиипсихологии
Научный
руководитель
:
к
.
п
.
н
.,
доц
.
О
.
Л
.
Осадчук
Актуальность
проблемы
исследования
.
Межличностные
(
межперсональные
)
отношения
впсихологическойнауке
достаточно изучены
.
ВмонографииН
.
Н
.
Обозова
[3]
обобщены
результаты
проведенных
отечественными
и
зарубежными
специалистами
теоретических
и
эмпирических
исследований
межличностных
отношений
,
которые
представляют
собой
объективно
переживаемые
,
в
разной
степени
осознаваемые
взаимосвязимеждулюдьми
.
В
работах
В
.
С
.
Мухиной
[2],
А
.
А
.
Реана
[4],
Ф
.
Райс
[5]
и
ряда
других
исследователей
представлен материал
,
позволяющий
говорить
о
том
,
что межличностные
отношения
студентов
детерминируются
возрастными
особенностями
данной
социальной
группы
.
С
усложнением
жизнедеятельности
в
юношеском
возрасте
происходит
расширение
диапазона
социальных
интересов
.
В
связи
с
этим
у
юношей
и
девушек
появляется
все
больше
взрослых
социальных
ролей
с
вытекающей
отсюда
большеймерой
ответственности
.
В юношеском
возрасте
преодолевается
свойственная
предшествующим
этапам
психоонтогенеза
психологическая
зависимость
от
взрослых
,
происходит
утверждение
социально
-
психологической
самостоятельности
личности
,
чему
способствует насыщенное общение
со
сверстниками
.
По
Е
.
Е
.
Сапоговой
[6],
в юношеском
возрасте
общение
со
сверстниками
выступает
средством
усвоения
молодыми
людьми
взрослых
статусов
и
ролей
,
отработки
коммуникативных
навыков и
стилей
общения
в новой
социальной
среде
.
В
отношениях
со
сверстниками
,
наряду
с
сохранением
коллективно
-
групповых
форм
общения
,
нарастает
значение индивидуальных
контактовипривязанностей
.
Межличностные
отношения
в
студенческих
группах
представляют
с
собой
форму
взаимосвязи
со
сверстниками
,
пропитанную
специфическими
задачами
профессионализации
.
Являясь
одной
из
разновидностей
социальных
групп
,
студенческая
группа
обладает
рядом
психологических
особенностей
,
влияющих
на
устанавливаемые
в
неймежличностные отношения
.
К
этимособенностямотносятся
следующие
:
стратегическая
цель
студенческой
группы
состоит
в
освоении
профессии
,
однако
далеконе
всегда
эта цель
осознается членами
группы
как
совместная цель
;
основным
видом
деятельности
студенчества
является
учение
,
а
посколькуфакторы
учебного
сплочения
слабее
,
чем
производственные
,
поэтому
порой
процесс
образования
коллектива
в
студенческой
группе
идет
не
так
быстро
,
как
в
условиях
профессиональной
деятельности
;
студенческая
группа
отличается
относительной
возрастной
однородностью
(
разница
в
возрасте
обычно
не
более
5
лет
),
что
обуславливает
возрастное
сходство
целей
,
интересов
,
способствует
сплочению
группы
);
в
студенческой
группе
отсутствуют
отношения
«
по
вертикали
»,
она
функционирует
как
на
основе
самоуправления
через
систему
формальных
и
неформальных
лидеров
.
Согласно
данным
Е
.
Л
.
Даниловой
[1],
в
период
обучения
в
вузе
в
студенческих
группах
происходят
динамичные
процессы
формирования
межличностных
отношений
(
распределение
групповых
ролей
,
выдвижение
лидеров
и
т
.
п
.),
проявляются
такие
социально
-
психологические
явления
,
как
:
коллективные
переживания
эмоциональные
реакции
группы
на
события
в
коллективе
;
коллективные
мнения
сходные
суждения
,
взгляды
по
вопросам
коллективной
жизни
;
явления
подражания
,
конформизма
,
соревнования
формы
взаимодействия
членов
группы
,
которые
эмоционально
ревностно
1...,1085,1086,1087,1088,1089,1090,1091,1092,1093,1094 1096,1097,1098
Powered by FlippingBook