90
вестны
,
но
которые
были
изложены
в
«
пропавших
»
дневниках
и
письмах
.
Мартынов
потребовал
от
своего
друга
объяснений
,
но
Лермонтов
чуть
не
в
один
присест
написал
«
Тамань
»,
где
под
-
робнейшим
образом
описал
эту
«
романтическую
»
историю
.
Мар
-
тынов
,
конечно
,
не
поверил
выдумкам
друга
,
и
многолетняя
дружба прервалась
.
Так
Мартынов
,
может
быть
,
защищал
честь
сестры
и
свое
достоинство
,
которому
ядовитыми
эпиграммами
и
злыми
карика
-
турамиЛермонтовпостояннонаносил
урон
?
ЛюбовныеувлеченияЛермонтовавоплощалисьвсегдавпоэзии
.
Влюблённый
в
Наталью
Иванову
(1830-32
гг
.),
он
посвящает
ей
цикл
стихотворений
(«
НФП
», «
НФ
», «
И
-
вой
», «
Разрыв
»
и
пр
.),
получивший
название
«
Ивановского
цикла
».
Здесь
таже
нежность
,
любовныемуки
,
чистые
,
светлые
,
какбыодухотворенные
свыше
.
Последнее
увлечение
(1839-40
гг
.)
Лермонтова
–
княгиня Ма
-
рияЩербатова
.
Ейпосвящены
стихи
«
На
светские цепи
…»
и
«
Мо
-
литва
».
Светская молва
приписывала
причину
дуэлиЛермонтова
с
БарантомревностьюпоэтакМарии
.
Была
еще
одна
несчастливая
любовь
,
которая
может
явиться
образцом
во
всеобщей
истории
любви
–
любовь
к Вареньке Лопу
-
хиной
–
ей
посвящены
стихи
«
У
ног
других
не
забывал
…», «
Мы
случайно
сведены
судьбою
», «
Оставь
напрасные
заботы
», «
Она
не
гордойкрасотой
»
ипр
.
др
.
Для Лермонтова Варенька
–
это
образ
святой
безгрешнойМа
-
донны
,
отклики
этого
образа
и
в
поэтических
портретах
других
женщин
,
которых
поэт
любил
,
молился
на
них
,
жаждал
встреч
.
И
постыдные
,
роняющие
честь
дворянскую
и
офицерскую
,
поступки
в
отношении
Сушковой
и Мартыновой
.
Что
же
тогда
говорить
о
Тирзах
иПарашах
,
Уланшах
иЛарисах
.
Вот
посмотрите
,
как
рису
-
етженскийпортретЛермонтоввпоэме
«
Гошпиталь
»
*
:
«
Худаямерзостная
…
В
сыпи
,
заплатках и
чирьях
,
Вареного
краснее рака
,
*
Редакция
ставит
в
известность
читателя
,
что
эти
стихи
и
далее
носят
ха
-
рактер
откровенной
эротики
и
в
советский
период
для
публичных
библио
-
тек
вполномобъеме не издавались
.