Стр. 8 - 2

Упрощенная HTML-версия

При организации питания больного ребенка большое внимание необходимо уделять
обеспечению достаточного
водного баланса.
В организме ребенка при любом заболевании
водный обмен протекает с большой интенсивностью, особенно при лихорадочных
состояниях, что связано со значительными потерями жидкости при высокой температуре
тела, обильном потоотделении, потерями жидкости с рвотными массами, при поносе и т.п.
Известно, что потери значительного количества жидкости приводят к сгущению крови,
нарушению обменных процессов, изменениям в деятельности многих органов и систем.
Потребность в воде зависит от возраста ребенка и его общего состояния. Для здоровых
детей грудного возраста потребность в воде составляет 120-150 мл на 1 кг массы тела в
сутки. С возрастом эта потребность несколько снижается, составляя для детей раннего
возраста (от 1 до 3 лет) 100-120 мл/кг, дошкольного возраста - 80-100 мл/кг, младших
школьников - 60-80 мл/кг. Потребность в воде у детей старшего школьного возраста
приближается к показателям взрослого человека, составляя 40-50 мл/кг. Однако во
многом эти показатели зависят от физической активности ребенка, температуры воздуха и
других факторов.
Во время любого заболевания потребность в воде увеличивается, что связано с
усилением обменных процессов, явлениями интоксикации. При значительных потерях
воды и сильном обезвоживании потребность в жидкости может доходить до 200-220 мл/кг
массы тела, независимо от возраста ребенка. Дефицит жидкости лучше всего восполнять
специальными растворами для оральной регидратации, а также отваром шиповника,
различными соками, зеленым чаем.
При организации питания больного необходимо, как уже указывалось выше, учитывать
вид патологии, фазу заболевания (острый период, период ремиссии, реабилитации),
индивидуальные особенности ребенка, его пищевые привычки. Составление
индивидуальных диет — процесс очень гибкий и динамичный, часто требующий внесения
коррекции в зависимости от состояния больного и течения болезни. Иногда эту коррек­
цию приходится проводить даже в пределах одного дня. При этом очень важно в каждом
случае обеспечивать правильный подбор исходных продуктов с учетом их калорийности,
пищевой и биологической ценности, перевариваемости и усвояемости, специфических
свойств, вкусовых качеств.
Каждый пищевой продукт, используемый в лечебном питании, отличается присущим
ему свойством воздействия на организм. И каждая патология требует своего подбора
продуктов. Так, при ожирении необходимо использовать продукты, не только
отличающиеся низкой калорийностью, но в то же время обладающие достаточной
пищевой и биологической ценностью, содержащие необходимое количество витаминов,
минеральных солей, микроэлементов. При патологии, требующей увеличения белкового
компонента, важно подбирать продукты не только с высоким содержанием белка, но и с
высокой степенью его усвояемости. В диеты детей, страдающих железодефицитной
анемией, требуется включение продуктов, содержащих железо в легкоусвояемой форме
(например, мясо и субпродукты как источники темного железа).
В питании больных детей, как и в питании здоровых, широкое применение находят
молочные продукты. Молоко и различные молочные продукты в первую очередь
используют в качестве полноценного источника легкоусвояемых белков и жиров,
необходимых для обогащения рационов детей при ряде тяжелых заболеваний. Отсутствие
экстрактивных веществ в молоке позволяет использовать его при необходимости щажения
желудочно-кишечного тракта. Молоко как продукт, богатый метионином и холимом,
показано при заболеваниях печени, В сочетании с растительными продуктами оно
используется для повышения диуреза.
Высокое содержание кальция и фосфора в твороге делают его ценным продуктом
питания при поражениях костей, а большое количество метионина и холина — при
заболеваниях печени и желчных путей.
8