Стр. 484 - 2

Упрощенная HTML-версия

Несмотря на указанное выше многообразие управленческих решений,
различие их характеристик, все они имеют общее — последовательность
процесса их принятия. Самая простая схема принятия решений предполагает,
что процесс представляет собой последовательный переход от одного этапа к
другому: после выявления проблемы и установления условий и факторов,
вызывающих ее, разрабатывают несколько вариантов решений, из которых
выбирают лучший. Количество разрабатываемых и рассматриваемых
вариантов зависит прежде всего от имеющихся в распоряжении
разработчиков времени, ресурсов и информации.
На выбор решения влияет не только проанализированная информация,
но и личная точка зрения менеджера, связанная со сложившимся опытом
руководства и профессиональными знаниями.
Во многих случаях сложные ситуации требуют привлечения
компетентных специалистов, совместная деятельность которых будет
способствовать выработке наиболее эффективного решения.
Итак, решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда
отдельных актов и процедур. Когда нет строгого способа однозначно
выбрать между конкурирующими альтернативами, решающее значение
приобретает волевой выбор.
Следующей компонентой решения является мысленное совершение
действия, т.е. его моделирование. Далее осуществляется мысленный подбор
доводов «за» и «против». На этом этапе волевое вмешательство не
предполагается, используют критерии, выработанные в результате обучения
и опыта. Но так как четких критериев важности и значимости может и не
быть, при окончательном выборе вновь ведущим становится волевой фактор.
Процесс
разработки
и
принятия
решения
включает
ряд
последовательных операций, выполняемых лично руководителем или с
привлечением специалистов, в зависимости от того, какая форма
использована: единоличная, коллегиальная или коллективная. Сравнение
индивидуально принимаемых решений с коллективными показывает, что
каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. Коллективное
решение снижает долю субъективизма, долю ответственности, позволяет
выявить больше альтернатив, всесторонне оценить многочисленные
варианты, выбрать из них лучшие и устранить слабые. Недостаток такого
решения — сравнительно низкая оперативность, так как работа над ним
требует значительных затрат. Коллективное решение выражает точку зрения
группы в целом.
Процесс менеджмента представляет собой последовательность
подготовки, принятия и реализации решений и мероприятий, необходимых и
достаточных для эффективного достижения поставленной цели имеющимися
средствами.
Этот процесс реализуют поэтапно:
• сбор информации о задачах деятельности (для постановки цели);
• получение сигнала «обратной связи» (информации о реакции объекта
управления на управляющее воздействие);