▪ метод аналогии состоит в выработке на основе анализа передового
опыта типовых структур организаций, функционирующих в сходных
условиях;
▪ экспертный метод заключается в обобщении наиболее передовых
тенденций и рекомендаций экспертов;
▪ метод структуризации целей предусматривает выработку системы
целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой
структурой;
▪
метод организационного моделирования представляет собой
формализованное математическое, графическое описание с использованием
четко сформулированных критериев.
Основными элементами структурных формирований являются:
вид работ;
рабочие места;
департаменты (отделы);
организационные связи.
Отдел (подразделение) —
официальное объединение группы
работников, осуществляющих совместными усилиями достижение
поставленной цели.
Выделение отделов в организациях, в том числе и фармацевтических,
осуществляется, как правило, по одному из следующих признаков:
• функциональному (по однотипным функциям);
• товарному (по реализуемому продукту);
• географическому (по обслуживаемому региону);
• сегменту потребителей.
Организационную структуру изображают обычно средствами
графической иллюстрации и называют схемой организации. Обычно схема
организации конструируется в форме пирамиды, показывающей, что
работники, занимающие верхние ступени, обладают большей властью и
ответственностью, чем нижние, вплоть до основания пирамиды.
Самая
распространенная
форма
организации
структуры
фармацевтических организаций — функциональная (схема 2.1). Например,
по функциям на аптечном складе могут быть выделены отделы: приемки
продукции; хранения; комплектации заказов; экспедиции. В аптечной
организации
функциональному
делению
отвечают
рецептурно-
производственный и отдел запасов.
Департаментизация
по
товарному
признаку
не
заменяет
функционального деления в организации. Этот признак позволяет выделить
лишь дополнительные уровни управления или отделы (схема 2.2). Например,
в аптечной организации с использованием товарного признака могут быть
выделены отделы готовых лекарственных форм, лекарственных трав,
очковой оптики, лечебной косметики, детского и диетического питания,
гомеопатических средств и др.