уровней управления; производство и реализация продукции, организация
работы, ориентированной на потребителя; быстрая реакция на изменения;
высокая производительность; низкие затраты.
К основным
факторам
влияния относятся вид деятельности (аптека
ГЛС, производственная, обслуживает ЛПУ и т.д.); размер аптеки, объем
работы; стратегия развития; имеющийся персонал; сложившаяся
организационная структура.
Критерии структуризации
составляют функциональное назначение
(обслуживает только население или МБА, аптека ЛПУ); выпускаемая или
реализуемая продукция; обслуживаемая группа потребителей (контингент
больных и др.); обслуживаемый регион; время работы (интервал рабочего
времени — может быть дежурная, работа в выходные дни и т.д.); количество
подчиненных, нормы управляемости; обслуживаемый процесс.
Оптимизацию структуры организации проводят в несколько этапов:
I — сбор исходной информации (характеристик; объекта, материальные,
информационные, технологические, финансовые и другие взаимодействия с
внешней средой; состава целей и задач самой фармацевтической
организации);
II — составление перечня оптимизируемых параметров (число уровней
управления; количество подразделений; количество подчиненных;
распределение обязанностей; распределение работающих по отделам
(подразделениям, департаментам и т.п.); схема движения (маршрут)
информации; степень механизации (автоматизации) работ;
III — определение оценочных параметров (например, затраты
на реализацию продукции и услуг; трудовая и информационная нагрузка
на работающих; нормы управляемости);
IV — установление итоговых характеристик оптимизации (на-
пример, количество обслуживаемых посетителей; рентабельность
деятельности; расходы организации и др.).
Менеджеры всех уровней иерархии уделяют огромное внимание
принципам и методам формирования структуры организации, выбору ее типа
и оценке ее соответствия решаемым целям и задачам. Они осуществляют
организационное проектирование.
Организационное проектирование
— это деление организации на блоки,
соответствующие важнейшим направлениям деятельности, установление
должностных полномочий; определение обязанностей конкретных лиц.
Деление организации на отдельные блоки (отделы, отделения,
департаменты) называется
департаментизацией.
Департаментизация включает разделение труда, организационные связи,
нормы управляемости, уровни иерархии, права и ответственность. Из этих
«кирпичиков» строится «организационное здание» фармацевтической
организации. Взаимодействие между основными его элементами
осуществляется посредством вертикальных и горизонтальных связей.
В настоящее время проектируют организационные структуры, используя
четыре основных метода: