Стр. 459 - 2

Упрощенная HTML-версия

9.3. Коммуникационные сети и стили
При управлении фармацевтическими организациями можно выделить
основные характерные разновидности коммуникации:
познавательная,
главной целью которой является передача содержания
информации (лекции, выступления с сообщением, участие в дискуссии,
анализ полученных данных), в основном это проблемы вербальной
коммуникации;
экспрессивная,
характеризующаяся передачей чувств, оценок, взглядов,
установок, как правило, реализуется невербальными приемами: жестами,
мимикой, движением глаз, интонацией, манерой поведения и др.;
убеждающая,
используемая при необходимости влияния на
собеседника, при этом широко используются элементы вербальной и
невербальной коммуникации. Однако при сочетании их следует избегать
неосознанного противоречия между ними.
Следует иметь в виду, что в повседневной жизни нет четко выраженного
разграничения между выделенными разновидностями коммуникаций.
Выступая на совещании, человек обычно выражает и свое эмоциональное
отношение к предмету обсуждения. Австралийский ученый У. Пиз
утверждает, что словами передается 7 % информации, а мимикой, жестами и
позой — 55 %. Поэтому значимо не только что, но и как говорят. «При
словесном общении, — повторял режиссер К. Станиславский, — говорится
не столько уху, сколько глазу, поскольку жест предупреждает слово, как
молния предупреждает гром». Однако не следует злоупотреблять жестами,
особенно при общении с представителями других культур и традиций.
Межличностная коммуникация соединяет потоками информации
участников этого процесса в коммуникационную сеть. Каналы потоков
информации в организациях могут быть:
односторонние, когда информация движется в одном
направлении;
двусторонние — с «обратной связью»;
многосторонние, когда информация движется во многих
направлениях с «обратной связью».
Руководитель должен соединить информационными потоками разных
людей внутри и вне организации. Создаваемая им сеть состоит из
вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи
выстраиваются в направлении от руководителя к подчиненным,
горизонтальные — между равными по уровню индивидами (заместителями,
менеджерами отделений, подчиненными); диагональные — с другими
руководителями или другими подчиненными. Сеть этих связей создает
реальную структуру организации. Задача формальной организационной
структуры — придать коммуникационным потокам правильное направление.