3. Редактирование всего запланированного текста разговора, сокращение
его до минимума, исключение длинных и неясных фраз.
4. Тренировка.
4.1. Запоминание элементов беседы, их очередности.
Изложенной выше системы следует придерживаться при подготовке
особо важных, длительных деловых бесед и переговоров по многим
вопросам. Для осуществления повседневных деловых контактов систему
следует упростить.
После такой подготовки в ходе спланированной беседы остается только
сравнить аргументы ее участников и принять решения на их основе.
Выделяют пять основных целей ведения беседы, относящихся к
различным ее этапам:
привлечь внимание собеседника;
пробудить интерес, заставить слушать;
убедить в правильности идей (аргументация);
выявить интересы и устранить сомнения (нейтрализация,
опровержение, замечание);
привести собеседника к окончательному решению.
Чтобы быть активным слушателем, необходимо во время беседы
осуществлять 6 последовательных поведенческих действий. Для
запоминания их очередности используют мнемоническую методику: каждая
буква английского слова listen (слушайте) обозначает конкретное действие.
1) L — look interested (выгляди заинтересованным);
2) I — inquire with question (уточняй вопросами);
3) S — stay on the subject (не отвлекайся);
4) Т — test understanding (оценивай понимание);
5) Е — enjoy cooperation (радуйся сотрудничеству);
6) N — neutralize emotions (не раздражайся).
Для ведения деловых бесед следует использовать рекомендации,
носящие универсальный характер:
1) внимательно выслушайте собеседника до конца;
2) чтобы избежать недоразумений и неверных толкований, излагайте
свою точку зрения понятным, точным, доступным языком;
3) уважайте своего собеседника, исключите презрительные жесты,
особенно если собеседник ниже вас по должности;
4) будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны, но
не льстите и не подхалимничайте;
5) сохраняйте хладнокровие, твердость, непреклонность при проявлении
собеседником гнева;
6) любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику
восприятие ваших тезисов и предложений, убедите его в своей правоте, не
навязывая готового решения;
7) выбирайте верный тон разговора, способ обращения в зависимости от
характера собеседника;