♦ проблемная беседа (например, вызванная недостатком наработанного
опыта и знаний, необходимых для решения конкретной проблемы, и
направленная на повышение эффективности коллективного сотрудничества).
Процедура проведения деловой беседы состоит из нескольких основных
этапов:
I этап — подготовительный, включает постановку цели; определение
круга обсуждаемых вопросов с учетом интересов партнера; формирование
представлений о партнере (характеристика личности, служебное положение,
отношения с окружающими, влияние на них, общественная деятельность,
привычки, интересы, компетентность, желания, жизненная позиция и др.);
согласование места и времени проведения беседы; разработку стратегии
достижения цели и тактики ведения беседы (составление подробного плана);
II этап — основной, начинается с приветствия и осмысления
первых впечатлений. Затем происходит обсуждение проблемы, при этом
необходимым условием для положительного результата беседы является
отсутствие психологического напряжения.
III этап — заключительный, подведение итогов.
Успешное проведение деловой беседы во многом зависит от подготовки
к ней, включающей некоторые виды логической деятельности. Составление
плана деловых бесед означает создание логически увязанной схемы, в
соответствии с которой разрабатывается и реализуется любая беседа.
Примерный рабочий план деловой беседы может содержать следующие
пункты.
1. Планирование.
1.1. Предварительное планирование состава участников беседы,
возможные ситуации.
1.2. Определение инициатора беседы, темы, цели, задач.
1.3. Осмысление стратегии и тактики ведения беседы (пути достижения
цели).
1.4. Подробный план (программа действий по подготовке и проведению
деловой беседы).
2. Оперативная подготовка.
2.1. Сбор материалов (поиск возможных источников информации из
личных контактов, документов, исследований, публикаций).
2.2. Отбор и систематизация материала, имеющего значение для данной
беседы.
2.3. Компоновка материала в зависимости от времени и места
сообщения.
2.4. Составление рабочего плана (на основе собранного материала
сформулировать свои идеи и рассуждения, задачи и требования).
2.5. Разработка основной части беседы с включением в рабочий план
конкретных предложений.
2.6. Определение связи между началом, серединой и окончанием беседы
с целью эффективности ее результатов.