Основными характеристиками используемых методов являются:
точность — степень приближения выявленных в процессе
исследования информационных потребностей к объективным (реально
существующим).
Метод
анкетирования
менее
точен,
чем
интервьюирование, так как при заполнении анкеты увеличивается
процент ошибок и число неправильно понятых вопросов. Однако при
интервьюировании возможно желаемое исследователю воздействие на
опрашиваемого.несколько
снижается
из-за
невозможности
конкретизации информационных потребностей в процессе их изучения,
поскольку данные могут оказаться устаревшими, неполными, т.е.
ненадежными;
трудоемкость — затраты времени на разработку метода. Метод
анкетирования по трудоемкости равен или чуть выше метода
интервьюирования, так как анкета должна быть составлена более
тщательно. Оба метода, как правило, более трудоемкие, чем косвенные;
время реализации — время, затраченное на проведение исследования.
Метод анкетирования требует меньше времени, чем интервьюирование
(при опросе одинакового количества потребителей). Время реализации
косвенных методов зависит от вида и количества обрабатываемых
документальных источников;
реализуемость
—
возможность
осуществить
изучение
информационных потребностей конкретными методами. Метод
анкетирования по сравнению с методом интервьюирования обладает
большей реализуемостью, позволяет охватить широкий круг
потребителей и сократить финансовые затраты на исследование;
восприятие метода характеризует метод с точки зрения
психологического восприятия его обследуемыми специалистами,
зависит
от
индивидуальных
особенностей
потребителя
и
исследователя.
Поскольку каждый из методов изучения информационных потребностей
обладает определенными преимуществами и недостатками, их следует
применять в комплексе. Это повысит надежность их использования при
организации информационного обеспечения специалистов.
Изучение информационных потребностей субъектов фармацевтического
рынка прямыми (опросными) методами может быть осуществлено по пяти
основным этапам:
составление плана исследования;
разработка программы исследования;
сбор статистического материала;
обработка и анализ собранной информации;
выводы и предложения.
На этапе составления плана формулируются тема, цель, задачи, методика и
последовательность проведения исследования; определяются объем, время,