Ожидания результатов (З-Р) −
это соотношение между затраченными
усилиями и полученными результатами.
Ожидания в отношении результатов − вознаграждений (Р-В)
есть
ожидания определённого вознаграждения или поощрения в ответ на
достигнутый уровень результатов.
Валентность (ценность вознаграждения) −
предполагаемая степень
относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая
вследствие получения определённого вознаграждения.
Теория ожиданий представляет различные возможности для
руководителей, которые стремятся повысить мотивацию трудовой
деятельности у своих работников. Для этого необходимо сопоставить
предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в
соответствие. Ценность теории состоит в доказательстве этого факта.
Теория справедливости С. Адамса. Согласно ей, люди субъективно
определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям
и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполнявших
аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, т.е.
человек считает, что его коллега за такую же работу получил большее
вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В
результате необходимо дополнительно мотивировать этого сотрудника. До
тех пор, пока люди не начнут считать, что всё справедливо, они будут
уменьшать интенсивность труда.
Для проверки теории Адамса использовались многочисленные
эмпирические исследования, большинство из которых подтвердило её
главные выводы.
Теория усиления мотивации Б. Скиннера. Она отражает важный аспект
мотивации − её зависимость от прошлого опыта людей. Механизм мотивации
по Скиннеру можно представить в виде схемы (рисунок 2).
Стимулы
Поведение
Последствия
Будущее поведение
Рисунок 2 − Схематичное изображение механизма мотивации по Скиннеру
Согласно этой модели, наличие стимулов вызывает определённое
поведение человека. Если последствия поведения положительны, то
работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т.е.
его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в
дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо
изменит характер своего поведения. Неоднократные повторения одних и тех
же результатов приводят к формированию у человека определённой
поведенческой установки.