Стр. 408 - 2

Упрощенная HTML-версия

одни стремятся к власти ради властвования, а другие − чтобы добиваться
решения групповых задач [18, 38].
МакКелланд пытался эмпирически доказать ценность своей теории,
разработав для этого анкеты. Однако полного подтверждения теория не
получила.
Теория двух факторов Ф. Герцберга. Эта модель мотивации была
предложена во второй половине 50-х гг. ХХ в. После проведения некоторых
исследований Ф. Герцберг с группой сотрудников выделили две большие
категории: гигиенические факторы и факторы мотивации.
1.
Гигиенические факторы.
Это внешние по отношению к работе факторы,
которые снимают неудовлетворенность работой:
отношения с коллегами, начальством и подчинёнными;
нравственный климат в организации;
вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты);
способности руководителя;
физические условия труда;
стабильность рабочего места и т.д.
Сами по себе они не вызывают удовлетворённости трудом, но их
отсутствие или недостаточная степень выраженности порождает
неудовлетворённость. Наличие гигиенических факторов в полной мере
мотивирует работников на повышение эффективности выполняемой ими
деятельности. При чём, в обычных условиях их наличие воспринимается как
естественное и не оказывает мотивационного воздействия.
2.
Мотиваторы.
Это внутренние факторы, присущие работе:
достижение целей;
признание;
интересное содержание труда;
самостоятельность и ответственность;
профессионально-должностной рост;
возможности личностной самореализации и т.д.
Они непосредственно вызывают удовлетворённость трудом, высокий
уровень мотивации и трудовых достижений, выступают стимуляторами
эффективного труда. Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно
компенсировать отсутствие факторов гигиены. Максимальное позитивное
мотивационное воздействие достигается только при наличии обеих групп
факторов.
Важно!!!
Без удовлетворения гигиенических факторов мотиваторы лишаются
всякого смысла.
Недостаток теории в том, что она не учитывает многих переменных
величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией трудовой
деятельности.
Содержательные теории рассматривают факторы, лежащие в основе
мотивации. Для того, чтобы объяснить механизм мотивации необходимо
рассматривать многочисленные аспекты поведения людей в процессе