такими людьми надо использовать различные формы морального поощрения,
выражения признания их заслуг.
5. Потребности в самовыражении.
Они включают в себя потребности
в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации
индивидуальных способностей, развитии личности. Для таких людей
необходимы оригинальные задания, позволяющие реализовывать свои
способности, требующие изобретательности и созидательности.
Сам автор объяснил свою теорию тем, что при удовлетворении одних
потребностей «…у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие)
потребности, овладевающие его сознанием. …И так до бесконечности.».
При всей своей понятности и полезности, данная теория не учитывает
индивидуальные отличия людей, у которых в той или иной степени могут
быть одновременно выражены несколько групп потребностей при отсутствии
одной доминирующей.
Теория потребностей существования, связей и роста К. Альдерфера
(СВР-теория). Эта теория схожа с иерархией потребностей А. Маслоу, но
Альдерфер выделил не пять, а три группы потребностей:
1.
потребности существования («С»)
− физиологические потребности и
потребности в безопасности;
2.
потребности взаимосвязей
(«В»)
− стремление получить поддержку,
признание, одобрение других людей;
3.
потребности роста («Р»)
− побуждают человека к реализации своих
возможностей, самоутверждению, самовыражению и т.п.
В отличии от теории Маслоу, движение от уровня к уровню
происходит не только снизу вверх, но и в обе стороны, показывая более
сложную и гибкую зависимость между потребностями.
Пока СВР теория не получила научного подтверждения, но она
обогатила представление о процессе мотивации и расширила перспективы
поиска его эффективных форм.
Теория
приобретённых
(мотивационных)
потребностей
Д.
МакКелланда. Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов о
важности биологических потребностей в мотивации работников,
МакКелланд предложил выявить наиболее значимые вторичные
потребности, которые активизируются после удовлетворения первичных. Он
выделил три потребности, оказывающие наиболее сильное влияние на
поведение человека. Они не расположены иерархически и могут иметь
различную степень проявления.
1.
Потребность достижения (успеха)
− стремление человека достигать
стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее, и
брать на себя ответственность за их осуществление.
2.
Потребность соучастия (причастности)
− стремление к дружеским
отношениям с окружающими людьми.
3.
Потребность властвования
− стремление человека контролировать
людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. При этом,