Стр. 367 - 2

Упрощенная HTML-версия

9.1 — «авторитет — подчинение». Авторитарный стиль. Руководитель
заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало
внимания на моральный настрой подчиненных;
5.5 — «организация». Компромиссный подход. Руководитель достигает
приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс в требованиях
высокой производительности труда и хорошем моральном настроении
коллектива.
Средняя
удовлетворенность
работой,
склонность
к
компромиссам и традициям тормозят развитие оптимистического взгляда;
9.9 — «команда». Демократический стиль. Благодаря усиленному вниманию
к подчиненным и производительности труда руководитель добивается того,
что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это
обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
Р. Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным, оптимальным
стилем является поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой
руководитель сочетает в себе большую заботу о людях и не меньшую — о
производительности труда.
Профессиональная подготовка и сознательное отношение к цели
позволяют всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым
повышая эффективность своей работы.
Ситуационный подход
к эффективному руководству основан на учете
трех факторов, влияющих на поведение руководителя:
• отношения между руководителем и членами коллектива;
• структура задачи (ее новизна, четкость формулирования и структуризация);
• должностные полномочия.
Фидлером была построена ситуационная модель, доказывающая, что
обстоятельства (ситуации) определяют выбор стиля руководства. В
ситуациях, когда названные три фактора имеют наибольшие или наименьшие
величины, эффективным будет стиль руководства, ориентированный на
задачу, т.е. ближе к авторитарному.
В
умеренно
благоприятных
для
руководителя
ситуациях
предпочтительнее стиль руководства, ориентированный на человеческие
отношения (демократический).
Таким образом, руководитель-лидер должен работать и реализовывать
различные способы руководства в зависимости от характера конкретной
ситуации.
Ситуационный подход к лидерству выявляет несколько способов
повышения эффективности руководства: переформирование групп, чтобы
добиться психологической совместимости с личностью руководителя;
перепроектирование задачи; модификация должностных полномочий.
Применение стиля обусловлено действием 3 основных факторов:
ситуации, личных особенностей руководителя и специфики коллектива.
Наиболее предпочтительным с этой точки зрения является ситуационный
подход к руководству, основанный на том, что в каждом конкретном случае
успешное руководство имеет свои нюансы и требует особого взаимодействия
руководителей и подчиненных. Эта взаимосвязь строится на равенстве: