Стр. 342 - 2

Упрощенная HTML-версия

максимизировать эффективность деятельности формальных и неформальных
групп.
На результаты работы трудового коллектива в большой степени
оказывают влияние его
размеры (групповая динамика).
Как правило, чем
больше коллектив, тем ниже степень сплоченности. Группа до 15 человек
может обладать свойством целостности, при численности свыше 15 человек
это свойство теряется, начинают образовываться мелкие подгруппы.
Каждый коллектив может развиваться как количественно, так и
качественно. Он должен быть оптимального размера. Целесообразно, чтобы в
нем находились люди разных возрастов, мужчины и женщины, работники
разных уровней профессионального мастерства. Такие коллективы
оказываются наиболее жизнеспособными и сплоченными, так как
устанавливается должная преемственность, проявляются сдержанность и
тактичность
в
поступках.
Энтузиазм
молодых
дополняется
рассудительностью старших по возрасту работников. При формировании
коллектива нужно учитывать не только личные качества работников, но и их
межличностные отношения.
Качественную сторону межличностных отношений, а также
психологические
условия,
способствующие
или
препятствующие
плодотворной совместной деятельности, характеризует социально-
психологический климат (СПК).
Социально-психологический климат
— это морально-психологический
настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и
проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе
объективных и субъективных взаимосвязей между людьми.
На социально-психологический климат коллектива влияет ряд факторов:
СПК общества в целом, условия жизнедеятельности, групповая динамика.
Климат коллектива обретает устойчивость, когда психологическим лидером
является руководитель, способный сплотить и повести за собой людей.
СПК может выступать в качестве диагностического показателя
социальной зрелости коллектива. Для изучения социально-психологических
процессов в трудовом коллективе используют специальные методы
исследования: наблюдение, анализ документов, эксперимент, анкетирование,
интервьюирование, тестирование, социометрию.
Термин «социометрия» был предложен американским ученым Джоном
Морено, разработавшим методы измерения межличностных отношений.
Цель таких исследований — сбор информации о личностных и групповых
отношениях в трудовом коллективе, о психологической совместимости
членов коллектива, их симпатиях, антипатиях, влиянии стиля руководства на
морально-психологический климат в коллективе. Умелое применение
способов исследования (с учетом границ вмешательства в психологию
каждого работника и коллектива) позволяет комплектовать малые группы и
коллективы и управлять ими, т.е. реализовывать психологические методы
управления.