расходов, рентабельности и т.д., и последующей корректировки параметров
«входа» и алгоритма деятельности системы по сигналам «обратной связи»;
♦
управление путем постоянных проверок и указаний
предусматривает
постепенную корректировку деятельности относительно неизменной цели
путем реализации предлагаемых инструкций, мероприятий и т.д.;
♦
маркетинговое управление
основано на предпочтении нужд и
интересов потребителей;
♦
реактивное управление —
это действия по устранению отклонений от
остающейся более или менее стабильной конечной цели;
♦
стратегическое управление
строится на основе анализа и предвидения
угроз и возможностей развития, а также ранжирования стратегических задач.
Сочетание разных технологий способствует повышению эффективности
управления в зависимости от окружающей обстановки. В условиях
административно-командной экономики управление фармацевтической
службы было основано в большей степени на приказах и инструкциях и
контроле за их выполнением. Затем целевое, программно-целевое
управление, долгосрочное планирование на основе экстраполяции сменились
стратегическим управлением.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей: 1) он
осуществляется непрерывно во времени и в пространстве; 2) это
целенаправленный процесс; 3) конечным результатом воздействия субъекта
управления на объект управления является эффективность, которую
необходимо сопоставить с целью.
Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше
качество управления.
Эффективность менеджмента проявляется через эффективность
(результативность основной деятельности), которая, как правило, измеряется
суммой экономического и социального эффектов. Ее критериями являются
действенность (степень достижения целей организации); экономичность
(соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов); качество
(соответствие характеристики продукции/услуг стандартам и требованиям
потребителей); прибыльность (соотношение между доходами и суммарными
издержками); продуктивность (соотношение объема продукции или услуг за
определенный период в натуральных, стоимостных или других показателях и
затрат всех видов); качество трудовой жизни (условия труда работников);
инновационная
активность
(внедрение
новшеств
в
различных
функциональных областях деятельности организации).