Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

Со взглядами А. Файоля совпали идеи немецкого социолога Макса
Вебера (1864—1920). В начале XX в. он дал определение бюрократии как
организации. Главные идеи бюрократии заключаются в четком определении
задач, компетенций, профессиональной специализации работников и
менеджеров, распределении обязанностей между ними, строгом
иерархическом построении служб, руководстве по четко установленным
правилам. Высокая роль отводится документообороту.
Составной частью классического менеджмента является промышленная
инженерия, разработанная Ф. Гильбертом (1868—1925). Она содержит
систему мер по научной организации производственных процессов на основе
углубленного разделения труда и применения специальной техники и
технологии.
Практически аналогично развивалась наука управления в России. Так, за
6 лет до публикации основного труда А. Файоля об администрации и за 1 год
до выхода в свет «Основ научного менеджмента» Ф. Тейлора в России был
выпущен циркуляр Московского технического комитета о стиле работы
должностных лиц.
Роль классической школы состоит в значительном ее влиянии на
практику
менеджмента.
Сформулированные
ее
представителями
характеристики организации, функций, принципов управления используют
многие менеджеры и в настоящее время. На базе классического менеджмента
получили развитие различные школы управления.
III этап эволюционного развития менеджмента, начавшийся в 1930 г.,
связывают с развитием
теории
(школой)
человеческих отношений и
поведенческих наук
(социологией, психологией). Это направление называют
также неоклассической школой.
Доктриной человеческих отношений обоснована необходимость
изучения формирования и развития социальных групп в производственных
коллективах (Э. Мэйо, 1880—1949 гг). Яркими представителями этой школы
являются А. Маслоу, Р. Лайкерт и другие сторонники поведенческого
подхода к менеджменту. Они особо подчеркивали значение человеческого
фактора, роль трудовых коллективов, межличностных отношений. Этот
подход занимает значительное место в практике менеджмента и в наши дни.
IV этап начинается после Второй мировой войны. Он связан с
применением ЭВМ, количественных методов, моделирования, системного
анализа. Основателем общей теории систем является физик и биолог Л.
Берталанфи. В рамках формального и системного подходов начали
внедряться в науку управления кибернетические методы и технологии
точных наук [Вир М., 1959]. В рамках школы социальных систем были
выдвинуты идеи необходимости изучения природных потребностей человека
в целях предотвращения и научного разрешения конфликтов в организациях.
В 50-е годы XX столетия исследования в области управления
проводились параллельно по пяти направлениям: классическому,
человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и
системному подходам. Такая многосторонность разработок отвечала