21
статическая, транспортная, защитная (белок – субстрат защитных
факторов). Без их участия не могут осуществляться важнейшие
функции организма: рост, обмен веществ, мышечная работа,
мышление, воспроизводство потомства, иммунные реакции.
Энергетическая функция белка у детей, находящихся на
грудном вскармливании, невелика. Повышенное поступление
белка, что отмечается при искусственном вскармливании, ведет к
увеличению его расхода на энергетические затраты. Это не раци-
онально, так как в крови повышается уровень продуктов обмена
белка, особенно кислых радикалов и аммиака.
Биологическая ценность белков определяется их аминокис-
лотным составом, представленным двадцатью основными амино-
кислотами, которые встречаются в пищевых протеинах животно-
го или растительного происхождения. Из них у детей 10, а у
взрослых 12 могут быть синтезированы в организме из других
веществ – заменимые аминокислоты. Остальные 8 у взрослых и
10 у детей не синтезируются и поэтому называются незаменимы-
ми и должны поступать с пищей извне. К незаменимым амино-
кислотам относят: лизин, лейцин, изолейцин, метионин, фенил-
аланин, триптофан, треонин и валин. У детей к вышеуказанным
аминокислотам добавляются гистидин и аргенин. Дефицит неза-
менимых аминокислот сопровождается нарушением обмена ве-
ществ.
Аминокислоты служат материалом для синтеза новых бел-
ков, входящих в состав клеточных ядер, под контролем ДНК.
Этот процесс особенно активен у детей первого года жизни, про-
исходит с большой скоростью, способствуя быстрому созрева-
нию тканей, и чувствителен к действию мутагенных факторов.
Но синтез
различных белков неодинаков. В первую очередь этот
процесс
идет в головном мозге, затем в сердечной мышце, позд-
нее – в других тканях. Это способствует постепенному созрева-
нию органов.
При рождении снижен синтез церуллоплазмина и гаптогло-
бина, недостаточно образование белковых компонентов сверты-
вающей и кинин-каллекреиновой систем. Напротив, очень актив-
но синтезируется глутамин, который осуществляет основной путь
обезвреживания аммиака. Это рационально, так как компенсиру-