210
мы. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных,
которых любое событие может отвлечь от еды. Для ребенка,
имеющего проблемы с аппетитам важно придерживаться следу-
ющих рекомендаций:
1. Учитывать особенности нервной системы и заранее дать ему
успокоиться, перейти к менее подвижным занятиям.
2. Соблюдать ритуалы (использование красивой яркой, детской
посуды, совместная сервировка стола, оформление места
приема пищи).
3.
Учитывать количество предлагаемой пищи и возраст ребен-
ка.
4.
Следить за вкусовым разнообразием рациона.
5.
При необходимости обеспечить адекватную замену продук-
тов.
6.
Избегать перекусов. Некоторые дети нуждаются в более ча-
стом приеме пищи. Следует организовать индивидуальный
режим питания, при этом ребенок должен следовать ему еже-
дневно.
Если наметились вкусовые пристрастия и ребенок упорно от-
казывается от продукта, в этом случае заменить отвергаемый
продукт на близкий по пищевой ценности, чтобы избежать не-
сбалансированности рациона (табл. 37).
Даже при хорошем аппетите малыша объемные возможности
его желудка остаются ограниченными, и поэтому всегда есть
опасность использования этого малого объема с низкой эффек-
тивностью – накормить ребенка «досыта». Особенно опасно, ко-
гда увеличивается объем первых блюд и ребенок отказывается от
второго блюда, которые содержат наиболее полноценные, бога-
тые белком продукты. Дети раннего возраста очень тяготеют к
подмене густого жидким или просто злоупотребляют соками и
напитками, «кусочничают» между кормлениями, ограничивая
тем самым прием продуктов, концентрированных по нутриентам
и энергии. Но если ребенок страдает плохим аппетитом, то мож-
но начинать кормление с салата и второго блюда, вообще не да-
вая первого блюда, или докормить, чередуя его со вторым блю-
дом. В то же время детям с повышенным аппетитом, если обыч-
ная норма не вызывает насыщения, можно давать добавку в виде