194
стью покрывало расход энергии ребенка. Как избыток, так и не-
достаток одного из компонентов состава пищи может неблаго-
приятно сказаться на процессах дифференцировки клеточных
структур, их роста и развития.
Специалисты института питания АМН РФ выделили шесть
групп пищевых продуктов: первая – молоко, сыры и кисломолоч-
ные продукты (творог, кефир, ряженка, йогурт и др.); вторая –
мясо, птица, рыба, яйца, продукты, приготовленные из них, и
субпродукты (печень, сердце, язык); третья – мука, хлебобулоч-
ные изделия, крупы, сахар, макаронные и кондитерские изделия,
картофель; четвертая – жиры; пятая – овощи; шестая – фрукты и
ягоды.
Первая и вторая группы
являются главными источниками
сбалансированного питания. Пищевой рацион обеспечивает фи-
зиологические нормы полноценного животного белка, который
содержит набор незаменимых аминокислот, необходимых для
построения и обновления основных структур организма ребенка.
Продукты третьей группы
, содержащие большое количе-
ство углеводов снабжают организм энергией. Ценными продук-
тами этой группы являются хлеб, особенно из муки грубого по-
мола, и крупы. Помимо углеводов, в них содержится значитель-
ное количество витаминов группы В, белка и минеральных солей.
Четвертая группа
продуктов представлена жирами. Биоло-
гическая ценность жира определяется его высокой калорийно-
стью. Различие жиров обусловлено содержанием в них жирных
кислот. Твердые жиры содержат много насыщенных жирных
кислот (стеариновую, пальмитиновую, масляную и др.). Жидкие,
наоборот, – ненасыщенные жирные кислоты. Растительные масла
содержат полиненасыщенные жирные кислоты (линоленовая, и
арахидоновая) и витамин Е.
Продукты пятой и шестой групп
являются поставщиками
витаминов и минеральных солей, ряда микроэлементов, фитон-
цидов (способствующих уничтожению болезнетворных микро-
бов), балластных веществ.
Овощи увеличивают секрецию пищеварительных соков и
усиливают их ферментативную активность. Именно поэтому ре-
комендуется обед начинать с овощных блюд, чтобы подготовить