186
«твёрдой» пищей (хлебом, кашей, пюре) и др. Особенно богаты
водой овощи и фрукты, большое количество воды содержится в
женском молоке и молочных смесях (около 85%).
Ребёнок потребляет «свободную» воду в составе различных
напитков.
В настоящее время, как для питья, так и для приготовления мо-
лочных смесей и блюд рекомендуется широко использовать специ-
альную воду для детского питания, которая является микробиологи-
чески безопасной, не содержит вредных химических и радиоактив-
ных веществ, обладает хорошими органолептическими свойствами,
не требует кипячения, имеет низкую минерализацию: «Фруто Няня»
«Веbi», «Кроха, «Нутрилак-аква», «Бич-Нат», «ХиПП», «Хумана».
Такая вода обычно добывается из специальных артезианских сква-
жин. Вместе с тем, для получения детской воды используется и
обычная вода, подвергнутая специальной обработке.
Таким образом, наиболее оптимально для детей второго по-
лугодия жизни сочетание в рационе женского молока и разнооб-
разных прикормов. Наличие широкого ассортимента продуктов
промышленного производства для детей позволяет организовать
более рациональное питание.
Оценка состояния питания детей первого года жизни
–
Клиническая оценка состояния ребенка включает изучение его
эмоционального тонуса, поведения, состояния кожи, слизистых
оболочек, костно-мышечной системы (тонус мышц, деформа-
ция черепа, грудной клетки, ног), органов желудочно-
кишечного тракта (аппетит, наличие или отсутствие срыгива-
ний, частота и характер стула), выделительной (запах и вид
мочи), а также сердечно-сосудистой системы, органов дыхания
и др.
–
Оценка физического развития детей – темпы прибавки в мас-
се с использованием эмпирических формул и центильных
таблиц.
–
Оценка нервно-психического развития по ведущим линиям с
использованием стандартных показателей.
–
Исследование обеспеченности ребенка белком, витаминами и
некоторыми другими пищевыми веществами с помощью
биохимических тестов.
–
Показатели гемограммы и копрограммы.