Из-под кисти Ушакова выходили иконы сложного содержания, с большим количеством
персонажей (Седьмой Вселенский собор), с введением реального пространства и реального времени
(Древо государства Московского). Это были уже не столько иконы как моленные образы, сколько
историко-аллегорические картины с развитой идеологической концепцией.
Развитие реалистических тенденций в иконографии привело к появлению портретного жанра.
Этому способствовало и мировоззрение переходного периода, выдвинувшее на первый план не
идеального рублевского человека, а конкретного, живущего свободной мирской жизнью. Портрет –
парсуна (от лат. «персона» - личность) появился на рубеже XVI-XVII вв. Это первые светские
портреты, но написанные в иконографической манере. В парсунах художникам удавалось передать
внешнее сходство и отчасти отразить характер человека. Лучшие работы: портреты Ивана IV
Грозного и князя М.В.Скопина-Шуйского. Искусство XVII в. сделало огромный шаг вперед в своем
развитии, но не привело пока к созданию нового творческого метода.
Какой высокой нравственной силой должен был обладать русский народ, создавший на заре
своей истории такое удивительное искусство, выразившее постоянное стремление людей к красоте
духовной! Ни мощное заимствование византийской культуры, ни разрушительное действие
ордынского ига не могли помешать русской живописи иметь своё яркое самобытное лицо.
Складывавшаяся веками славянская народная культура активно соперничала с догматической
церковной традицией, внося в неё живительные силы, создавая богатое своеобразие местных
творческих школ. Апофеозом, «Золотым веком» русской иконописи стало искусство XIV-XV вв.,
выразившее патриотический подъём борцов за национальную свободу и объединение разрозненных
земель. Но потом общий уровень стал заметно снижаться. Активное проникновение в икону
реалистических элементов вступило в глубокое противоречие с её идейным строем. Икона
«перестала быть свидетельством православия»[53], что говорило о падении уровня церковного
сознания в XVII веке. Однако, древние иконы остались навсегда как высокие образцы искусства.
Они и сейчас поражают нас удивительной цельностью и глубокой одухотворённостью.
XVII век, являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был
веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает
трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в
реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге Нового времени. В культуре отчетливо
выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий
процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
Основная литература.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. – М, 2002. – Ч.1. – Раздел 2.
Викторов В.В. Культурология. – М., 2007. – Гл. 7.
История русской культуры IX –XX вв./ В.С.Шульгин, Л.В.Кошман и др. – М, 2003. – Раздел 1.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура – М., 1998. – Ч. 1.
Дополнительная литература
Ильин М.А. Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва. – М., 1976.
Ильина Т.В.История искусств. Отечественное искусство.- М., 1994.
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.- М., 1983.
Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб, 2002.
Сапронов П.А. Русская культура IX – XX вв. Опыт осмысления – СПб, 2005. – Ч. 2.
Троица Андрея Рублёва: Антология. – М., 1989.
Ягодинская Л.А. Вопросы культуры Древней Руси. – Омск, 2006. – Тема 3.