выражению М.А.Ильина, Рублёв «очеловечил божество». Он создал высокий образец «совершенного
человека», прекрасного лицом и душой.
Лик Спаса Рублёв написал по-новому, мягкими светлыми тонами, без движков. Он использовал
технику плави, где тона накладывались в несколько слоёв: снизу – более яркие, сверху – прозрачные,
светлые; причём нижние слои просвечивали сквозь верхние, создавая ощущение глубокой
одухотворённости, просветлённости. Золотое неяркое свечение тела Спаса – это божественный свет,
устремлённый к сердцам людей.
С полной силой дарование мастера проявилось в иконе «Троица», в которой была дана новая
концепция канонического сюжета. До Рублёва Троицу изображали двояко:
1. Явление Аврааму Бога в сопровождении двух ангелов (то же у Феофана Грека),
2. Три ангела с крещатыми нимбами, представлявшие в равной степени Христа.
Эти Троицы не могли в полной мере передать сложный троичный догмат. Рублёву же удалось
найти такие художественные средства, с помощью которых он с поразительной точностью воплотил
главный догмат христианства. Академик Б.В.Раушенбах смог доказать это, опираясь на приёмы
формальной логики и свойства математического объекта – вектора. На иконе представлены все
качества, которыми обладала Троица по учению Церкви:
1. Триединость (изображены три Лица с одинаковыми нимбами)[42],
2. Единосущность (каждое лицо являелось Богом: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух; они
однотипны);
3. Нераздельность (жертвенная чаша объединяла всех трёх, жесты рук направлены к ней);
4. Соприсносущность (Троица могла существовать лишь вместе и всегда – ощущение вечности
передано через спокойную безмолвную беседу ангелов, длящуюся бесконечно);
5. Специфичность (Лица на иконе не различны, но различаемы по одеяниям, позам, жестам);
6. Взаимодействие (показано в виде безмолвной беседы);
7. Святость (подчёркнута нимбами, образами ангелов, а также горой);
8. Живоначальность (передана условным изображением «древа жизни» за спиной среднего
ангела)[43].
Однако содержание иконы не ограничено воплощением догмата, оно гораздо шире. Оно
отражало идеалы эпохи и просветительской деятельности Сергия Радонежского, в память которого
икона и была написана. Она представляла собой «как бы целый философский трактат взглядов на
жизнь и поведение человека, воплощённый в образах и красках»[44]. Рублёвские ангелы явились на
землю «для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования»[45], добра и
любви. Они призывали русских князей понять и простить друг друга, и общими усилиями сломить
векового врага. Таким образом, богословская идея единства Троицы сливалась с жизненно важной
идеей спасения Руси через её единение. Этой основной теме подчинены и композиция, и ритмы
линий, и цвет. Лейтмотивом всей композиции выступал мотив круга (наклоны голов, горы, дерева,
придвинутые подножия, красочное пятно ангельских одежд и очерк их крыльев). Плавные
закруглённые линии чередовались с прямыми и диагонально направленными, что создавало
богатство ритмов. Очерчивая силуэт, линии выражали движение и объём.
Но самое замечательное в иконе, её душа – это колорит. Художник добился тончайшей
гармонии красок. Вот как об этом писал Игорь Грабарь: «Построенная на сочетании лёгких оттенков
розово-сиреневых (одежда левого ангела), серебристо-сизых, тона зеленеющей ржи (гиматий
правого ангела), золотисто-жёлтых (крылья, седалища), цветовая гамма Троицы неожиданно
повышается до степени ярчайших голубых ударов, брошенных с бесподобным художественным
тактом и чувством меры на гиматий центральной фигуры, несколько менее ярко на хитон правого
ангела, ещё слабее на хитон левого ангела и совсем светло, нежно-голубыми, небесного цвета,
переливами – на «подпапортки» ангельских крыльев»[46]. Пользуясь техникой плави, Рублёв
создавал новый цвет, смело накладывая друг на друга краски разного цвета. Он умел создавать
чистые и прозрачные краски, которые подчёркивали бесплотность и одухотворённость ангелов. Его
нежные, стройные, лёгкие ангелы – самые поэтические образы древнерусского искусства.
Немалую роль в иконе играли моменты символического порядка. Круг, в который вписана
Троица, – символ Бога, единства, вечности. Тела боковых ангелов образовали фигуру,
напоминающую чашу, в которой оказался центральный ангел, словно агнец. Дерево знаменовало
древо жизни, древо вечности; палаты – символ домостроительства, а гора – образ «восхищения
духа». Иносказание расширяло значение каждого изображения, придавало ему общечеловеческий