Стр. 89 - 2

Упрощенная HTML-версия

чтобы спасти их от смертельного дыхания змеи (античная легенда); рыба – по-гречески слово
«ихтос» (рыба) состоит из первых букв выражения: Иисус Христос Сын Божий Спаситель; птица –
образ окрылённой души, духовного начала; голубь – значение Духа Святого; орёл – символ
воскресения; якорь – якорь души, дающий ей безопасность и спасение в бушующем море жизни;
корабль – образ Церкви Христовой (это и ковчег Ноя, спасителя в водах всемирного потопа, это и
ладья апостолов, спасённая Иисусом во время шторма); крест – символ страданий Иисуса. Христа
обозначали также монограммами в виде перекрещенных греческих букв «Х» и «Р» и буквами «a» и
«v» – «альфа» и «омега», ибо в «Апокалипсисе» сказано: «Я альфа и омега, начало и конец»[27].
Кроме того, символами миссии Христа Спасителя были образы Доброго Пастыря – отрока с посохом
в руках и овцой на плечах, и Орфея, играющего на лире в окружении зверей.
B IV в., когда христианство стало во многих странах государственной религией, появились
«портретные» изображения Иисуса, сначала в виде юноши, а затем – мужчины с бородой. По
преданию младенца Христа и его Мать Марию писал евангелист Лука. Но ни одного образа
Богородицы древнее VI в. не сохранилось. Самые ранние известные её изображения очень
жизненны, содержат много земного, на некоторых она представлена с распущенными волосами.
Рассмотрим некоторые канонические типы, закрепившиеся в нашей иконографии. В образах
Спаса подчёркивалось единство божественного и человеческого, та духовная высота и сила, которую
может обрести освобождённая от греха и зла человеческая личность.
1. Спас Нерукотворный. Этот образ, согласно легенде, был создан по воле самого Иисуса:
чудесный отпечаток его лица на платке, взглянув на который эдесский царь Авгарь излечился от
проказы. На иконе изображали зрелого мужа с длинными волосами и небольшой, слегка раздвоённой
бородой, с благородными чертами лика, как считалось, исторически достоверными.
Огромные тёмные глаза были обращены или чуть в сторону (знак самоуглублённого покоя, в
котором постигалось недоступное) или прямо к стоящему перед иконой, проникая в глубины души
(требование от человека духовной работы, созидания нравственного идеала). По обеим сторонам от
головы расположены буквы IC и XC – сокращённое обозначение имени – Иисус Христос (Иисус в
переводе с еврейского – Спаситель, Христос по-гречески – помазанник, посланник Божий). Вокруг
головы Спаса – круглый, чаще всего золотой, нимб (символ вечного света), расчерченный крестом
(крестная жертва), с греческими буквами на перекрестии («вечно сущий»).
Идея иконы – помощь и защита, спасение страждущего человечества. На Руси её часто
помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.
2. Спас Вседержитель – Пантократор. Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в
левой руке – знаком принесённого им в мир учения, и благословляющей правой рукой, десницей.
Образ Христа наделялся божественной силой и величием. Здесь он демиург (творец) и Всесильный
Владыка мира, вершитель судеб, податель истины, во всём равный и «единосущный» Богу Отцу.
Пантократор олицетворял идею Ветхозаветной Троицы. Изображался в куполах церквей и на иконах.
3. Спас на престоле представлял Иисуса Христа, восседающего на троне, с Евангелием в левой
руке и благословляющей десницей. Это образ не просто Владыки Царя царей, но грозного Судии,
величавого и недоступного, который, «воссев на престол», будет творить свой последний суд над
миром. Напоминание о грядущем суде Спасителя – главная идея данного типа. На открытой книге
помещали текст закона, по которому будет судить Владыка, и который указывал путь спасения: «Я
свет всему миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь жизнь вечную».
4. Спас в силах повторял композицию «Спаса на престоле», но усложнял её символическими
знаками, указывавшими на полноту власти Иисуса над миром. Всё изображение размещено на фоне
пламенного прямоугольника (земля), в углах которого представлены ангел, лев, телец и орёл –
символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, несущих всем концам Вселенной весть о
Спасителе и о его грядущем суде. Внутри прямоугольника – голубой или зелёный овал (небо),
заполненный таинственными небесными силами, шестикрылыми серафимами и четырёхкрылыми
херувимами, а также расположенными у подножия трона ангелами-престолами в виде алых
крылатых колец с глазами на ободьях. В овал вписан огненный ромб, который, вместе с идущими от
Спаса лучами, означает мощную творящую энергию, божественную славу Христа. На книге
начертаны грозные слова: «Не на лица судите, сынови человеческие, коею мерою вы мерите, тоею
мерою и Я вам отмерю». Сложившийся к XV в. торжественный образ давал представление о втором
пришествии Бога, о величии верховного божества, о всей полноте его силы и славы, о его господстве
над небом и землёй, о Страшном Суде и прощении и о грядущем преображении Вселенной[28].