выполняться в духе легендарно-исторического жанра и тогда представлял собой увеличенное клеймо
(например, иконы «Илья-пророк», «Чудо св.Георгия о змие»).
В XV в. жанр приобрёл героический характер («Архангел Михаил с деяниями»), воспевал
подвиги героев в борьбе с силами зла, хотя фигуры в средниках выглядели более
аристократизированными, нежели эпическими.
В XVI в. в иконах житийной структуры начало исчезать традиционное разделение клейм и
изображённые сюжеты как бы переливались друг в друга, иногда даже охватывали средник двойным
кольцом, а в XVII в. всё слилось в изображение без всяких линейных границ. В жанре всё больше
стали проявляться реалистические тенденции, бытовые сцены превращались нередко в настоящие
жанровые картинки и даже в пейзаж (жития Николая Чудотворца и Сергия Радонежского).
Гимнографический жанр складывался в ХIII-XIV вв. под влиянием сербского искусства, когда в
богослужении всё больше чтение молитв заменялось пением. Своеобразие жанра заключалось в том,
что догма или богословская мысль выражались в форме воспевания, главной темой было
прославление Богородицы (иконы «Собор Богоматери», «О тебе радуется», «Покрова Богоматери»,
«Достойно есть»). Художник смешивал отдельные конкретности в нечто фантастическое: в одну
композицию соединялись разновременные явления, персонажи исторические с легендарными,
евангельские образы с русской архитектурой. Спецификой структуры жанра было соединение фигур
по принципу иносказания, введение олицетворений, абстрагирование, симметрия. На первое место
здесь выходил не догматический и не исторический, а более эстетический эмоционально-
психологический момент. На иконах изображали не действие или событие, а состояние
молитвенного или похвального предстояния. Господствующей была идея торжества.
Гимнографический жанр был лучшим выразителем приподнятого состояния души.
Исторический жанр проник в икону из книжной миниатюры в XV в. Он включал в себя
моменты из истории государства и церкви. Такие сюжеты, как «Битва новгородцев с суздальцами»,
«Церковь воинствующая», «Седьмой Вселенский собор», «Насаждение древа государства
Российского» (или «Древо государства Московского») вплотную подходят к светскому искусству.
Это не столько иконы, как моленные образы, сколько картины с развитой идеологической
концепцией. Эти произведения передавали жизненное ощущение людской толпы и войска,
конкретные образы многих князей, царей и священников, ход битвы и триумф русской
государственности, живое чувство природы с её реальным пространством и введение реального
времени.
Исторический жанр стремился к овладению реальной действительностью, к конкретизации
места и времени событий, развитию действия во времени. Но он не освободился совсем от элементов
догматики и символизма: условный фон, изображение войска традиционной «горкой», совмещение
разновременных событий.
Жанровая дифференциация средневекового искусства была довольно сложной, между
отдельными жанрами были переходные такие, например, как лирико-догматический,
гимнографический, многие произведения характеризовались многожанровостью (например,
двужанровым можно считать житийный жанр). В каждом случае особенности иконописного канона
проявлялись по-разному. Следовательно, он не был общезначимым.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ИИСУСА ХРИСТА И
БОГОМАТЕРИ
Под иконографическим типом понимают исторически сложившееся канонизированное
изображение того или иного образа или сюжета, связанного с христианской легендой. Персональная
типология святого включала множество разнообразных изводов, чтобы раскрыть различные грани
его личности и символически выразить определённые богословские идеи, осмысляющие его роль в
спасительной миссии Христа, в истории спасения человечества.
Главные персонажи церковного искусства – Иисус Христос и Богородица. В византийской и
русской иконографии Бог представлялся как грозный судия, а Богоматерь – вечная заступница,
способная смягчить гнев Божий. Но такое понимание образов не сразу нашло адекватное
художественное выражение.
В эпоху раннего христианства использовались аллегорические и символические изображения
Христа: агнец – жертвенное животное; пеликан – кормящий своих птенцов собственной кровью,