Стр. 85 - 2

Упрощенная HTML-версия

известный иконописец и богослов Л.А.Успенский. Поскольку личный опыт восприятия Истины
многообразен, то невозможно было заключить канон в жёсткие рамки.
Но в XVI в. икона как феномен богословской мысли начинает растворяться в эстетической
стихии внешнего процветания искусства. Пытаясь предотвратить этот процесс, церковь установила
централизованный контроль за иконописью. Были введены подлинники – иконографические
эталоны, регламентировавшие изображение. Подлинники подразделялись на «лицевые»
(графический рисунок, трафарет) и «толковые» (письменные наставления с указанием возраста,
внешних признаков святого, жестов, предметов, цвета одежды и т.д.). Стоглавый собор,
проходивший в Москве в 1551 г., обязал иконописцев строго следовать канону и не допускать
«самомышления». Стоглав предписывал также изографам следовать правилам морали, вести жизнь
праведную. Так Церковь пыталась закрепить отношение к иконописанию, как к служению Богу.
Канон и должен был оградить икону от несостоятельности православных. Однако сознание эпохи всё
более утрачивало характер традиционного миросозерцания. Канон переставал восприниматься как
внутренний стержень, а превращался в некую иконографическую схему. Церковная культура всё
более испытывала нараставшее влияние народных, а затем и западных традиций, что привело к
постепенному разложению канона.
ЖАНРЫ В ИКОНОГРАФИИ
Иконографический канон отражал также жанровую структуру искусства. Для древнерусской
иконописи характерно многообразие жанровых форм. Складывались они в связи с практической
культовой необходимостью и отвечали содержанию и духу сложных ритуалов богослужения.
Каждый жанр выражал определённый аспект богословской мысли (содержание) и имел
определённую структуру (форму), в которой эта мысль могла быть разъяснена, т.е. имел жанровый
стиль. Жанр представлял внутреннюю форму художественного произведения в отличие от
иконографии, закреплявшей внешние графические традиции.
В соответствии с разными сторонами духовной жизни жанры можно объединить в три группы:
1. Символико-догматизирующие жанры: символико-догматический, лирико-догматический,
деисусный, символико-философский, гимнографический и другие;
2. Повествовательные жанры: легендарно-исторический, исторический, житийный, символико-
героический;
3. Репрезентативные (представительные) жанры: персональный, ктиторско-патрональный.
Рассмотрим особенности некоторых из них. Легендарно-исторический жанр включал в себя
библейские сюжеты, составлявшие единую историческую нить, и церковно-исторические темы:
иконы «Благовещение», «Преображение», «Тайная вечеря» и другие. Взорам христиан открывалась
священная история, делившаяся на ветхозаветную и новозаветную, центром которой было
пришествие и смерть Христа. Изображения её были «не моленными в прямом смысле слова, а,
скорее, «образовательными», они направляли мысль присутствующих на восприятие главной идеи
богослужения» [21].
Первостепенной задачей было раскрыть событийную, повествовательную сторону сюжета, что
привело к формированию определённых жанровых особенностей иконографии:
относительная свобода расположения фигур, когда они могли быть профильными,
трёхчетвертными и даже обращёнными спиной к зрителю, но не предстоящими перед лицом
молящихся;
не был обязателен центризм, строгой симметрии предпочиталось живое равновесие;
действия персонажей образовывали как бы замкнутый круг и обращались внутрь круга, а не к
зрителю; в преувеличение или уменьшение фигур, согласно их «чину», – не характерно (исключение
– XIII – XIV вв.);
душевное состояние определялось положением, которое персонаж занимал в данной ситуации:
в ХIV в. оно достигло насыщенного внутреннего волнения, большого драматизма, экспрессии;
реально-мыслимое действие происходило в реально-мыслимом пространстве и изображалось в
обратной перспективе, но не плоскостно;
событие понималось и как историческое, и как вечное. Все сцены развивались и во времени, и
вневременно, персонажи двигались в особом замедленном и плавном ритме, они словно вечны.