Стр. 77 - 2

Упрощенная HTML-версия

Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку
принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее
начиналось.
Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую
претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно отступающие от
сложившегося трафарета: таково, например, «Житие Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной),
написанное ее сыном, муромским дворянином Калистратом Осорьиным. Произведение сочетает в
себе черты жития и биографической повести: главной героиней выступает, что совершенно
нехарактерно для агиографической литературы, светская женщина, жена служилого дворянина,
которая даже перед смертью не приняла пострига. Природа ее святости не в суровом
подвижничестве, а во всеобъемлющей доброте и любви к людям, ее аскеза – не самоистязание, а
деликатный отказ от преимуществ, которые давала принадлежность к господствующему классу.
Ульяния в голодные годы помогает обездоленным, кормит, недоедая сама. Стойко переносит
жизненные невзгоды, смерть детей. Это совершенно новый образ, демонстрирующий возможность
достижения святости не за стенами монастыря, а в гуще повседневных забот, обыденных дел,
которыми наполнена жизнь хозяйки большого дома.
Еще более необычным является «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. С
классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название. В реальности это
автобиография самого влиятельного и яркого вождя старообрядческой оппозиции Аввакума (1620 -
1682), написанная живым, почти разговорным языком, совершенно нехарактерным для велеречивой
официальной богословской литературы того времени. Писалось «Житие» во время его многолетнего
заключения в земляной тюрьме в Пустозерске, куда он был заключен за сопротивление церковным
реформам, проводимым патриархом Никоном. Повествование ведется от первого лица. С
необыкновенной силой и тонкой самоиронией протопоп рисует свои злоключения: побои, и ссылку в
Сибирь, и всевозможные притеснения, чинимые ему «сильными мира сего». Характерная черта
Аввакума – чувство своего огромного духовного превосходства. Яростно клеймит он своих врагов,
прежде всего, конечно, своего бывшего друга по кружку высокообразованной московской
интеллигенции («Кружок ревнителей благочестия» Стефана Вонифатьева), а ныне патриарха Никона
– «носатого и брюхатого борзого кобеля», «адова пса» и даже «плутишку».
ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Больших высот достигла в Х-XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с
распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах
возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура.
Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. Самая первая
кирпичная церковь Покрова Бого родицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу
после возвращения из Корсуни в 989 г.
На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта
пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что
центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест,
увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро
нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством
Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси
разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются
лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037
г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую
венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. По-
видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много
сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не
случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов,
строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота»
(опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город.