Стр. 76 - 2

Упрощенная HTML-версия

дворянина, которыми он в конечном итоге обеспечивает себе безбедное существование и высокое
положение в обществе. В «Повести о Савве Грудцине» главный герой – сын богатого купца. Его
история напоминает историю Фауста: Савву в приключениях сопровождает и направляет сам дьявол.
Правда, в отличие от доктора Фауста, малограмотный Савва попадает под власть беса сам того не
понимая. Беспутный купеческий сын предается разврату, игнорирует слезные увещевания родителей,
принимает участие в Смоленском походе, где с помощью все того же беса демонстрирует большие
успехи в военном деле. Однако вслед за удовольствиями и славой приходит расплата – Савва
заболевает. От «бесовских мучений» его спасает сама Богородица. Жизнь свою Савва заканчивает в
монастыре «в посту и молитвах».
Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо
развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная
составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше
Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.
«Повесть о Ерше Ершовиче» – пародия на судебную тяжбу. Сын боярский Лещ «бьет челом» на
«Ерша сына Щетинникова». В рыбьем царстве все как у людей: имеются и свои лжесвидетели
(Сельдь), и корпоративная солидарность «рыбьей аристократии», а о Леще устами Сельди даже
говорится, что он «человек добрый, христианин Божий». Судья – «Сом с большим усом» – за взятку
решает дело в пользу Леща. Мелкой, но колючей рыбке Ершу остается только плюнуть в глаза
судьям и сбежать.
Серьезная, «высокая» литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более
традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного
времени. Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период,
являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника
событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая официальную точку
зрения «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.
Представителем придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея
Михайловича, выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович
Ситнианович-Петровский, 1629-1680). С именем Полоцкого связано появление в литературе новых
жанров – силлабической поэзии [7] и драматургии. Симеон выступает в качестве первого
придворного поэта. Его стихи – торжественные, несколько тяжеловесные, явились прообразом
хвалебной оды. В центре композиции образ царя-самодержца, являющегося живым воплощением
политического могущества и славы России («Орел Российский»). Помимо панегирических
сочинений, Симеон Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. Будучи сторонником
просвещения, многие свои произведения он посвящал обличению разнообразных пороков (пьянства,
гордыни, алчности) и демонстрации наглядных положительных примеров. Заинтересованность
Симеона вопросами воспитания видна и в его пьесе, основой которой послужила Библейская история
– «Комедия притча о блудном сыне», посвященная, по сути, проблеме отцов и детей.
К тому же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия Крижанича (1618-
1683), прибывшего в Россию в 1659 г. Европейски образованный человек, магистр философии, в
своем фундаментальном трактате «Беседы о правлении» он большое внимание уделил
«политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма правления –
«самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя
умными советниками. В этом Крижаничу виделся залог покоя и согласия в стране.
Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения
носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену
традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят
настоящие учебные заведения. Крупнейший деятель отечественной культуры Епифаний
Славинецкий (?-1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при Кремлевском Чудовом
монастыре. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-
греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в
развитии отечественной культуры. Возглавляли Академию греческие монахи, выпускники
Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Обучение в Академии включало
в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. В конце столетия
(1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими
поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого.