Стр. 75 - 2

Упрощенная HTML-версия

Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за
которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, – это Каспийское, Черное и
Индийский океан. С 1468 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым. Перед нами
предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XV в., изложившего увиденное
и пережитое простым безыскусным языком.
Важным мероприятием в культурной жизни XVI в. было составление большого сборника
религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний),
осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник был назван Великие Четьи-
Минеи. В нём произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать.
Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой» (читаемой) на Руси
литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000
страниц текста. Это был поистине колоссальный труд, включивший в себя более двух тысяч
произведений оригинальной и переводной литературы.
Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в. является
Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и
сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста
Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он
содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр).
На рубеже XV–XVI вв. составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф. Важно,
что помимо летописей в XVI веке появляются исторические сочинения других видов. Это, прежде
всего, Степенная книга, в которой история русского государства изложена не по годам, как в
летописях, а по поколениям (т. е. по «степеням», всего их было 17) правящей династии, начиная с
Владимира I и до Ивана Грозного. В создании Степенной книги нашла свое наивысшее выражение
характерная черта литературы XVI в. – интерес к биографиям исторических личностей. Важным
историческим источником является «Казанская история», посвященная завоеванию Иваном Грозным
Казанского ханства.
Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя –
«Домострой» (по сути, «Домоводство»), составленный в середине XVI века сподвижником Ивана
Грозного попом Сильвестром. В «Домострое» читатель мог найти всякого рода советы как
«душеполезного», так и практического содержания. В нем определялись как обязанности человека
по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего
хозяйства.
Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая
типография появилась в Москве в 1553 г. Ее называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных
этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно
датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Федоров и его
соратник Петр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным
совершенством. Под давлением реакционных религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские
печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают
первый русский букварь с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России. Однако
печатная книга еще очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась,
в основном, богослужебная литература, а летописи, повести и сказания продолжали переписываться
от руки.
В литературе XVII столетие - время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее
выразительное новшество: проникновение в литературу заведомого вымысла. Классическая
древнерусская литература предыдущих столетий его не знала. В ней действовали исторические
личности – митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательный вымысел был
невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь. Книжное письмо считалось
слишком серьезным и священным, чтобы заниматься развлекательными выдумками, для этого
существовали устные «побпобасенки». Теперь же сфера литературного творчества расширяется, во
многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой которых - мелкий служилый дворянин
или купец. Относительно этих безвестных персонажей вымысел считался допустимым.
Похождениям дворянского сына посвящена «Повесть о Фроле Скобееве», отличающаяся
занимательностью повествования, напоминающего сюжеты средневековых западноевропейских
«плутовских» романов. В нем любовная история переплетается с рассказом о плутовстве молодого