Стр. 74 - 2

Упрощенная HTML-версия

монастырь (будущая Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской
жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили «на особицу», сохраняя при себе
все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли
монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и
пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь. Авторитет Сергия был огромен.
Дмитрий Донской, собираясь на битву с Мамаем, обратился к нему за поддержкой. Именно игумен
Сергий, а не митрополит Киприан, благословив сомневавшегося московского князя и все русское
воинство, предрек грядущую победу.
Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря
Епифанием Премудрым (?-1420). Епифаний был выдающимся писателем своего времени. В своих
произведениях, большинство из которых относятся к агиографическому жанру (жития святых) он
демонстрирует мастерское владение популярным в XV в. художественным приемом, который
называется «плетением словес» и заключается в своеобразном «нанизывании» эпитетов. Пример из
«Жития Стефана Пермского», написанного тоже Епифанием: «Един тот был у нас епископ, то же
был нам законодавец и законоположник, то же креститель и апостол, и проповедник, и благовестник,
и исповедник, святитель, учитель...» и т. д.
XV столетие – время расцвета агиографического жанра. Помимо Епифания в это время работал
выходец из Сербии Пахомий Логофет («Житие митрополита Алексея», «Житие Варлаама
Хутынского»). В конце XV или в начале XVI века получила литературную обработку (автор ее,
возможно, московский священник и писатель Ермолай-Еразм) и была превращена в «Житие» легенда
о Петре и Февронии Муромских. Это трогательная история любви князя и дочери простого бортника,
отдаленно напоминающая западноевропейских Тристана и Изольду. В отличии от большинства
агиографических сочинений это «Житие» написано простым языком, безо всякого «плетения словес»
и сохраняет в себе много фольклорных черт, напоминая более народную сказку, нежели
богословское произведение.
Парадоксальным образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа
свидетельствуют распространение в XV в. всевозможных ересей (жидовствующие, стригольники) и
ожесточение религиозных споров. Только прочно укоренившись в культуре, христианская доктрина
могла стать предметом размышлений для широких масс. Одним из самых грандиозных являлось
идейное противостояние иосифлян и нестяжателей. Основным предметом спора был вопрос о
монастырском землевладении, морально-этический его аспект. По мнению Иосифа Волоцкого (в
миру Иван Санин), основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском, монастыри и
церковь вообще должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле
крестьян. Богатая церковь – это сильная церковь, а сильная церковь – залог процветания веры –
такова была логика иосифлян. Концентрированным выражением идеологии иосифлянства является
«Просветитель», полемическое сочинение, автором которого был сам Иосиф.
Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели». По мнению их духовного лидера
Нила Сорского (в миру Николай Майков), жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского
монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача - духовное
самосовершенствование. Он обличал корыстолюбие иосифлянского духовенства, их нежелание
отказаться от мирских «прелестей», гордыню. Воззрения Нила Сорского испытали серьезное
воздействие исихазма. Исихазм – религиозно-мистическое учение, пришедшее на Русь из Византии.
Основная идея исихазма – соединение человека с Богом путем отрешения от мирской суеты,
самососредоточения сознания – «молчания» и особого вида медитации «Христовой молитвы». Нил
Сорский оказал большое влияние на духовную культуру Руси XV-XVI вв., был причислен к лику
святых.
В XV в. расширяется культурный, исторический и политический кругозор русских людей. Об
этом свидетельствует возрождение интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в
дальние страны – «хожениям» или «хождениям». Известен цикл повестей о русском посольстве на
Ферраро-Флорентийский собор, закрепившем унию католической и православной церкви –
«Хождение во Флоренцию». Получает распространение переводная «Христианская топография»
византийского путешественника Козьмы Индикоплова. Самым интересным и оригинальным
произведением этого жанра следует признать «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия
Никитина. Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой
грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение