Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так
называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе
династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством,
отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Художественная система, созданная в
Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные,
плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею
превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях
киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в
создании фресок могли принимать участие и русские мастера.
В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего
развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и в двоеверии – причудливом
сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых
русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у
подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей
своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать
перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.
С XII века происходят существенные изменения в архитектуре. Несмотря на то, что Киев по
прежнему сохраняет роль культурного центра Руси, во многих землях возникают свои,
отличающиеся от столичных, разновидности храмов. Начинается формирование самостоятельных
архитектурных школ. Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная
конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются. Новгородская школа тяготеет к суровой
строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы строились из
местного камня – известняка, который достаточно трудно поддается обработке. В результате стены
новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что
придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую одухотворенность. Наиболее
известными постройками новгородской школы являются Георгиевский собор Юрьева монастыря,
построенный мастером Петром (1119 г.) и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198 г.). Эта
последняя церковь знаменита еще и фресками, которыми были расписаны ее стены. Фрески
утрачены во время Великой Отечественной войны, но, по счастью, сохранились репродукции. По
мнению исследователей, этот храм был расписан русскими мастерами.
Совсем в ином русле развивалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Масштабное
строительство здесь было развернуто князем Андреем Боголюбским. При нем в г. Владимире
возводится большой Успенский собор (1160 г.), грандиозные формы которого призваны были
продемонстрировать претензии Залесского края на лидерство среди русских земель. В строительстве
собора принимали участие немецкие мастера, присланные германским императором Фридрихом, – в
декоре стен прослеживаются элементы романского стиля. Владимир соперничал в великолепии с
Киевом. Подобно тому, как Киев в XI в., подражая Константинополю, обзавелся Золотыми воротами,
в середине XII в. ими обзаводится и стольный Владимир. Князь Андрей строит себе загородную
резиденцию – Боголюбово, от которой до настоящего времени сохранились лишь небольшая
лестничная башня и неповторимая по поэтичности, изяществу и композиционной легкости церковь
Покрова на Нерли (1165 г.). Строительство продолжалось и при преемниках Боголюбского. При
Всеволоде Большое Гнездо был возведен внушительно-массивный Дмитровский собор (1197 г.). В
Дмитровском соборе наиболее четко проявились характерные черты владимирской архитектуры.
Собор белокаменный, но камень, из которого он построен, значительно отличается от новгородского
– более мягок и податлив. Стены украшены богатейшей резьбой, в которой растительный орнамент
сочетается с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей. Традиции белокаменной
резьбы нашли свое высшее выражение в Георгиевском соборе в Юрьеве Польском (1234 г.) – храм
был покрыт каменными узорами от фундамента до купола.
Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ Полоцка,
Смоленска и Чернигова. Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и в Чернигове была выработана
новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма. Новшество
заключалось в том, что при помощи особой системы подпружных арок и декоративных закомар-
кокошников обычному крестово-купольному храму придавалась особая устремленность ввысь, был