Стр. 7 - 2

Упрощенная HTML-версия

Восхваляя человеческие таланты, они не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего прирастают и
совершенствуются творческие способности человека и где граница между врожденным и
приобретенным в человеке.
Несмотря на возвращение к античному антропоцентризму, на утверждение представления о
культурном плюрализме, наука о культуре так и осталась невостребованной. Весь универсум
явлений анализировался через понятие «природы». Культура в этом контексте считалась лишь
имитацией природы. Поэтому, зачем изучать копию, когда есть оригинал.
В конце XV века появилась некоторое разочарование в идеале природы. Результатом этого
разочарования стал маньеризм, деформирующий естественные пропорции в пользу субъективности
духовного взора. Для маньеризма было характерно ощущение неполноценности природы и
незаменимости человека. Казалось, все это могло способствовать рождению культурологии как
науки, но маньеризм был сметен с магистрального пути развития культуры Реформацией.
Реформация предполагала поглощение культурной сферы религиозной. Более того, такой важный
компонент культуры, как выражение воли в символе, был признан грехом идолопоклонства. Как
известно, протестантизм – дитя реформации – не одобряет художественных изображений даже на
религиозную тему.
XVII век с его парадигмой [1] универсального Разума так же был мало склонен к пониманию
специфики культуры как особой области знания. Это было время торжества рационализма и
естественных наук. Мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием, легко
редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и естественнонаучным)
моделям.
В XVIII веке ситуация кардинально изменилась. Возникновение принципа историзма,
культурного релятивизма и плюрализма, интереск индивидуальности и её творчеству, к
эстетическому, и бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории,
востоковедению и сравнительной лингвистки, антропологии и педагогики, успехи археологии – всё
это создает предпосылки для рождения нового видения связи человека и природы, другими словами,
науки о культуре.
В первую очередь отметим роль немецких просветителей. Дело в том, что до них слово
«культура» употреблялось только в словосочетаниях, обозначающих функцию чего-то. Например,
«cultura juris» –выработка правил поведения, «cultura litteratura» – cовершенствование письменности,
«cultura linguae» – совершенствование языка и т.п. В противоположность этому немецкие
просветители, в частности Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), ведут разговор о культуре вообще
или о культуре как таковой. Гердер исходил из понимания природного универсума как прогресса
организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к
сверхчувственной «мировой душе». При этом он утверждал, что именно культура является основной
сплачивающей силой общества, ведущей к грядущему идеалу – мировой душе. Кроме того, большое
значение, по Гердеру, имеет язык народа, так как это внутренняя сущность культуры.
От Вико до Канта длится период отмежевания, отделения культурологии от философии и
истории. Джамбаттиста Вико (1668 - 1744), итальянский ученый и философ, создает «Новую науку»
– первую культурологию, изображающую «идеальную историю» как смену культурных циклов, в
ходе которой осуществляется самопознание и самосознание человека. Джамбаттиста Вико
утверждает, что все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) божественную, когда
отсутствует государство, а люди подчиняются жрецам; 2) героическую – стадию аристократического
государства; 3) человеческую – демократическую республику или представительную монархию.
Жан Жак Руссо отбрасывает представления о вечной природе человека, вводит измерение
историчности и толкует культуру как свободное, а значит, этически двусмысленное творение
человеческой сущности.
Итак, в эпоху Просвещения понятие «культура» означает деятельное преобразование мира
человеком. В отличие от Цицерона, просветители относят к культуре не только духовные, но и
материальные занятия людей. Это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел,
различной техники. Но прежде всего культура – это духовное совершенствование человеческого
рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум. Также отметим еще одну сторону в
учении всех просветителей. Дело в том, что в понятия «просвещение» и «культура» они вкладывали
своё представление об идеале, к которому должно стремиться человечество. «Все наши учреждения,
наши размышления и познания имеют своей целью, – писал П.А. Гольбах, – только доставить нам то