людей того времени были символом античной культуры, Иерусалим – символом христианской
религии. «Итак, что Афины – Иерусалиму? Что Академия – Церкви?» – пишет Тертуллиан, имея в
виду, что христианская вера несовместима с просвещенностью греков и римлян. Тертуллиан –
противник изощренной философии и искусства, существовавших в современном ему Риме. Он
убежден в том, что только простая, невоспитанная и необразованная душа - христианка, и только
такой человек имеет возможность попасть в Царство Божие. И не античная культура, а христианский
культ открывает человеку путь к Богу.
В сочинении «О свидетельстве души» Тертуллиан доказывает, что человеческой душе
свойственны христианские истины о существовании Творца, о Страшном Суде и Царстве Божием.
Ведь, несомненно, пишет он, что душа старше буквы, а «сам человек - старше философа и поэта». А
если человек испортил свою душу, обучаясь в школах и изощряясь в библиотеках, то ему, доказывал
Тертуллиан, нужно долго поститься и молиться, чтобы очистить душу от этой скверны.
Но если у Тертуллиана культура есть тяжелая болезнь, от которой излечиваются на пути
опрощения и аскетизма, то иначе выглядит соотношение культуры и культа у Климента
Александрийского, который был современником Тертуллиана. Тит Флавий Климент (150 - 216 н.э.)
был главой богословской школы в Александрии (на севере Африки), входившей тогда в состав
Римской империи. Будучи долгие годы наставником новообращенных христиан, Климент
Александрийский создал собственную педагогическую систему, которая в корне противоречила
тому, в чем был уверен священник и богослов Тертуллиан.
Климент Александрийский представлял ту умеренную точку зрения на соотношение культуры
и культа, которая затем стала господствующей в христианстве. Именно он провозгласил принцип,
согласно которому философия должна быть служанкой богословия. В свою очередь, геометрия,
астрономия и музыка, которыми увлекались в античную эпоху, должны быть служанками
философии. Из этого следует, что, в соответствии с педагогической системой Климента, вся
античная образованность является подготовкой к христианскому вероучению. А на пути в Царство
Божие перед Иерусалимом находятся Афины.
В эпоху Возрождения культура освободилась от оков религиозного культа и достигла высокой
степени независимости. Эпоха Возрождения, как известно, вернулась к античным представлениям о
человеке и его месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в первозданном виде.
Точно так же мыслители Возрождения вернулись к античным идеалам человека, соединив их с
христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений. Возрождение – эпоха формирования
буржуазных отношений. Это время, когда в европейских городах возвышается слой купцов и хозяев
мануфактур, использующих наемный труд. Это время, когда европейцы начинают осваивать земли
на других континентах, и наряду с купцами в дальние страны на поиски удачи устремляются
кондотьеры. Это время развития городского самоуправления, когда городской люд бросает вызов
своим бывшим опекунам-сеньорам.
На этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и
культуры в пользу последней. И главное – изменяется представление о том, что должно формировать
достойного человека. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей
Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир,
доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с
творческой энергией Всевышнего. «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, – обращается Бог к
Адаму в «Речи о достоинстве человека», написанной Пико делла Мирандолой, – ни смертным, ни
бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты
предпочтешь».
Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить вызов Всевышнему.
Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве. Так, Альберти, известный
теоретик Возрождения в области изобразительных искусств и зодчества, позволял себе заявлять, что
Бог сотворил мир сущего, но искусство воплощает должное. Для того чтобы на этом основании
сделать вывод о преимуществах художника перед Создателем, больших усилий не нужно.
Соответственно в эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре. В
философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих
талантов. Философские диспуты по проблемам античной культуры деятели Возрождения ведут на
греческом языке и латыни, подражая древним не только в манерах, но и в одеяниях. Тем не менее,
посвящая трактаты человеку, мыслители Возрождения не анализируют всерьез его способностей.