Значительным событием для русской культуры стал раскол церкви, вызванный реформой
Никона. И здесь свою роль сыграла давняя особенность русского православия: приоритет формы над
содержанием. По словам Н.И.Костомарова, «русское благочестие основывалось больше на внимании
к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духовенство почти не говорило
проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию»[2]. К тому же, победа
иосифлян над нестяжателями усекла тенденцию к духовному совершенствованию церкви. За
внешним пышным великолепием русской церкви в XVII веке просматривалось начало долгого заката
её общественного авторитета.
В среде образованного духовенства разгорелся спор по поводу того, каким путем следует
реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования накопились
отклонения от ортодоксального греческого образца. За многие годы небрежного и часто бездумного
переписывания в церковные книги вкралось множество ошибок. Причем в разных частях русского
государства отклонения шли по-разному, что не могло не броситься в глаза даже при поверхностном
наблюдении. Средневековый человек, в высшей степени внимательно относившийся к внешней,
обрядовой стороне религии, конечно, не мог оставаться равнодушным к этим проблемам. Их
обсуждением занялся «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки
зрения.
Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново их
перевести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон (в то время еще архимандрит
Новоспасского монастыря в Москве), который мечтал установить вселенское единство православных
церквей, и поэтому стремился к унификации обрядов по византийским образцам. В условиях
падения авторитета духовенства и роста религиозного инакомыслия реформа Никона должна была
привести церковные обряды в соответствие с первоисточником – греческим православием. То есть
реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону православия. Это должно было способствовать
сближению с греческой церковью и поднять престиж Российского государства на православном
Востоке.
По мнению его идейного противника Никона – протопопа Аввакума, в качестве образца
следовало взять не греческие, а древние русские книги, потому что греческое православие не смогло
сохранить себя в первозданной чистоте (Флорентийская уния). Кроме того, Русь осталась
единственным независимым православным государством, в отличии от той же Византии,
захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для Святой Руси. В
конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т. к. он стал патриархом.
Сторонники Аввакума, составили оппозицию – «староверов», как они называли себя сами или
«раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Борьба была ожесточенной –
официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие. Часто идеи староверов
становились идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.
Но за данной реформой и спровоцированным ею расколом скрывается и другой, более
глубокий смысл. Раскольники были истинно верующими и преданными своему отечеству. Закат
Древней Руси они переживали как личную трагедию. Они не понимали, чем плох освящённый
временем старинный уклад и зачем так кардинально надо изменять привычные устои огромной
страны, которая выстояла в испытаниях Смутного времени и крепла год от года! За полемикой
сторонников реформы и раскольников просматривается вечный русский вопрос об исторической
правоте. Одна сторона настаивала на величии старины, другая доказывала её ничтожество.
Раскол стал большой бедой для народа. Он внушал страх перед будущим и ожидание
антихриста, полное недоверие к государственной власти и акты самосожжения, гнал людей в леса,
горы и пустыни, где устраивались раскольничьи скиты. В то же время проявилась высокая
нравственная черта народа: готовность претерпеть всё за свою веру и убеждения.
СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
Художественная культура Древней Руси представляла собой своеобразный синтез славянской
картины мира, византийского религиозно-философского мышления, а также православного
миропонимания, культа и церковного искусства.
Церковное искусство было включено в систему религиозного культа и выполняло в ней
определённые функции. Как пишет известный культуролог П.Сорокин, тема этого искусства –