Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство
с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными
державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались
недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.
В целом при всей важности и значимости монгольского влияния на русскую культуру вряд ли
следует его преувеличивать и приписывать ему исключительное значение. Отечественную культуру
этого периода отличало усиление патриотической тематики, вошедшей в культурную традицию Руси
в связи с монголо-татарским нашествием, что способствовало консолидации общерусского
национального сознания, а на стыке взаимодействия славянской и тюркской культур стали возникать
новые явления в языке, быте, обычаях и искусстве. В конечном счете, цивилизация России,
оказавшись вовлеченной в «степь», проявила себя как цивилизующий фактор. Многие татары со
временем перешли в христианство, а их потомки стали видными деятелями русской культуры (Н.М.
Карамзин, С. Булгаков, П.Я. Чаадаев).
Важным фактором сохранения русской культуры в тяжелые времена оставалось православие.
Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы (за исключением начального периода
вторжения). Причины этого кроются в язычестве монголов, ибо язычники считают все веры
одинаково истинными религиями, к тому же монголы были народом крайне суеверным и считали
своих шаманов людьми, наделенными сверхъестественными свойствами. Аналогичным образом они
взирали и на служителей других вер.
Подъём культуры на рубеже XIV-XV веков, совпавший с ростом национального самосознания,
был настолько заметным, что отдельные исследователи сопоставляют его с западноевропейским
Возрождением или его элементами. Д.С. Лихачёв определяет данный подъём как Предвозрождение,
так и не ставшее Возрождением в силу социальных причин. Игумен Экономцев называет этот
подъём восточным Возрождением, оплодотворённым учением исихазма[1]. Исихазм – это
христианское, этико-аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через очищение
сердца слезами и духовную сосредоточенность. Исихазм включает целую систему психофизического
контроля, имеющего сходство с йогой. Учение исихазма пришло из Византии и глубоко вошло в
русскую культурную традицию.
Россия сбросила монголо-татарское иго, но ценой культурных потерь. Были ликвидированы
прежние городские вольности, в том числе городское вече. Правда, оно в отличие от
западноевропейского опиралось не на силу закона, а на вечевые традиции. Многие деспотические
приёмы управления Московские правители позаимствовали у ханов Золотой орды. Постепенно всё
больше ограничивалась свобода всех слоёв населения, складывалась система крепостного права.
Не успев достаточно укрепиться, Россия оказалась единственным в мире православным
государством. Византия и южнославянские земли были захвачены Турцией. России пришлось стать
третьим Римом. Концепция «Москвы – Третьего Рима», сформулированная игуменом псковского
монастыря Филофеем, переносила мировое значение Византии на Русь. Москва остается последним
православным царством, должна в качестве опоры чистоты веры противостоять остальному миру.
В начале XVII века на почве событий Смутного времени и военных поражений у русских
людей появилось чувство неудовлетворённости, которое оценивалось передовыми людьми как
отсталость. Активизировались контакты России с западноевропейскими странами.Появилось
множество новых веяний. В обществе заметно падает влияние религии и церкви, в культуре
усиливаются светские элементы, что получило название обмирщения культуры. Предметом
оживлённых дискуссий стали вопросы просвещения и образования. В Москву приехало немало
просвещённых людей из Украины и Белоруссии, бежавших в Россию от польского гнёта. Они
переводили иностранные книги и обучали русских латинскому и польскому языкам. Часть
духовенства предлагала использовать знания этих людей для распространения просвещения, а другая
часть была категорически против, опасаясь влияния ненавистного «латинства». Фактически значение
спора в том, как относится к европейской культуре: приобщатся к ней или отвергнуть, оберегая свои
традиции.
Видный правительственный деятель того времени Фёдор Михайлович Ртищев пригласил из
Киева около 30 учёных монахов, чтобы организовать школу, в которой сам и обучался. Затем были
устроены другие школы. Впоследствии это послужило основой для создания в 1687 году Славяно-
греко-латинской академии.