Стр. 65 - 2

Упрощенная HTML-версия

Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности.
Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие
представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотными. Достаточно
вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне развития
грамотности в Древней Руси.
В институциональном плане для древнерусского христианства характерна тесная связь с
княжеской властью и ее административным аппаратом. За короткое время после принятия
христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром.
Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и Новгороде.
Успешно развивались иконопись, переписка книг, украшенных миниатюрами, наподобие
Остромирова Евангелия, литература. С принятием христианства связано появление на Руси
переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных христианских книг,
становление системы образования при монастырях, возникло множество культурных центров.
Православие стало духовной основой Руси. Сложились единство языка, веры и власти, без чего
впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства, а также его сохранение в
ходе колонизации земель.
Киевская Русь за очень короткий срок, уже к XI в., превратилась в страну высокоразвитой
культуры, сравнимой с европейской. Это была единая держава, объединявшая славянские,
прибалтийские и финно-угорские народы на территории около 7 тыс. кв. км. Оформилась общность
древнерусского народа, сложился литературный язык. Высокий уровень национального
самосознания демонстрируют русские летописи. Показательна приверженность широких слоев
населения к знаниям и грамотности.
К началу XII в. завершается древний период русской культуры, насчитывавший более одной
тысячи лет. И несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь
исторического развития, она к XII в. догнала их и стала с ними вровень.
Иго Золотой Орды – одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории. Для церкви, по-
прежнему игравшей ведущую роль в культуре, это был, по мнению Н.А. Бердяева, один из лучших
периодов. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Во
многом этот подъем связан с деятельностью Сергия Радонежского, самого почитаемого русского
святого. Именно он вдохновил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия, стал основателем
многих других монастырей и храмов.
Проблема монгольского влияния на Русь многомерна, а именно:
Непосредственный эффект монгольского нашествия - разрушение городов и уничтожение
населения. Оборвались традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским
Востоком, были уничтожены или разорены многие очаги культуры. Все это вело к культурной
изоляции. Все исследователи древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития
страны вследствие монгольского нашествия. Общее понижение культурного уровня, общее
огрубение нравов были непосредственными результатами нашествия.
Одним только нашествием монгольское влияние на Русь не ограничивается. Очень сложным
является вопрос о влиянии монголов на становление будущей российской государственности,
который выдвинули на передний план в XX столетии представители евразийского течения
общественной мысли. Евразийцы считали, что на территории России благодаря привнесению
туранского (тюркского) элемента в русскую культуру сложился новый этнотип, заложивший основы
психологии русского человека. Многие положения евразийцев весьма спорны, но они в значительной
степени стимулировали дальнейшие исследования. Прямого воздействия монгольского права на
русское не было, но в сфере уголовного права ужесточаются наказания: вводятся смертная казнь,
наказания кнутом, пытки. Заимствования у монголов сказались на военном деле, прежде всего на
устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести
монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. В русском
языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это
было связано со сбором дани и различных налогов. Какой-либо культурной налоговой политики у
монголов не было, они всегда хотели взять возможно больше самыми грубыми приемами и
средствами. Монголы не могли оказать существенного влияния на русское просвещение, поскольку
сами не имели такового, не могли они также внести ничего существенного в русскую архитектуру,
русское искусство.