борозду вокруг деревни (в христианское время стали носить икону и кадило впереди процессии).
Если при этом встречали мужчину, то нападали на него и избивали.
[4] В мифологической традиции Космос понимается как организованная в соответствии с
определенным порядком Вселенная. У наших предков проекцией Космоса был Мир, а в социальных
отношениях – община.
[5] См: Володомонов Н.В. Календарь:прошлое, настоящее, будущее. М., 1974. С.21-22, Рыбаков
Б.А. Указ соч. С.164.
[6] Существуют разные точки зрения о характере связи “миф - обряд”: 1) ритуальная - миф
создавался как интерпретация совершаемого ритуала (Ю.П.Францев и др.); 2) мифологическая -
обряд складывался на основе мифа, как его инсценировка (Е.М.Мелетинский, А.Н.Афанасьев и др.).
Ритуальная теория является преобладающей, хотя многие ученые признают и возможность
обратного воздействия мифа на обряд.
[7] Стеблин-Каменский М.И. Миф.- Л., 1976.- С. 32-36, 44 и др.; Элиаде М. Священное и
мирское. -М.,1994. - С. 27.
[8] Юдин А.В. Указ.соч. С. 36.
[9] Юдин А.В. Указ.соч. С. 117-123.
[10] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб., 1994.- С. 103 - 122.
[11] См.: Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., 1991.
[12] См.: Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987.
[13] См.: Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987.
[14] Юдин А.В. Указ соч. С. 259.
[15] Рыбаков Б.А. Указ соч. С. 115-120.
[16] Там же. С. 118.
[17] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. С. 149-150.
[18] Юдин А.В. Указ.соч. С. 166-169.
28 См.: Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
[19] Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты. М., 1996. С. 183 - 267.
[20] Российская газета. -1996. -12 мая, 11 окт.
[21] Обрядовая кулинария. Минск, 1997. С. 513-518.
[22] Рыбаков Б.А.Указ.соч. С.668.
[23] Цит. по: Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. -М.,1990.-
С.86.
[24] Юдин А.В. Указ.соч. С.132-133.
6. Культура русского средневековья
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Крещение Руси князем Владимиром в988 г. явилось крупнейшим событием как по своим
непосредственным результатам, так и по отдаленным последствиям. Христианский идеал, внесенный
в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется,
между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости
традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской
культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести
универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с
миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в
мире.
Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло
собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы
жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение в корне меняло всю
сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со всем
предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и
продолжало жить в народных низах.