Стр. 63 - 2

Упрощенная HTML-версия

Ритуальной жертвенной пищей были также свинина и говядина. Так, русальские праздники
заканчивались ритуальным пиром, к которому кололи быка. На Рождество и Новый год ели мясо
свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В центральной
полосе России в Васильев день (1 / 14 января; Василий, архиепископ Кесарии – покровитель свиней)
кололи «кесаретских» поросят. Перед употреблением зажаренного мяса старший в семье трижды
поднимал блюдо с целым поросенком, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки
ягнились, коровушки телились» (жертва и моление за скотину). После трапезы хозяин вызывал
смельчака отнести кости в свиную закутку. Носить нужно по одной косточке, а там сидели черти и
могли захлопнуть дверь и бить по голове костями, требуя назад поросенка (противостояние нечистой
силе).
Интересно, что церковь вела борьбу с ритуальным мясоедением: в XI в. был удлинен
петровский пост, приходившийся на русальский месяц июнь, в XII в. насаждался запрет на мясо в
том случае, если крупный господский праздник приходился на постные дни, на среду или пятницу.
Эти запреты были восприняты почитателями древних обычаев как грубое вторжение в привычные
устои жизни. Конфликт тогда закончился победой старой языческой традиции.
Еще одно интересное ритуальное угощение, появившееся в христианское время, – творожная
пасха, приготовляемая в специальной форме в виде усеченного конуса, имитирующего Голгофу.
Стенки ее украшались крестами и буквами ХВ. Это блюдо подчеркивало идею искупительной
смерти Христа, скорби и страданий.
Таким образом, обрядовая пища являлась очень важным, обязательным атрибутом семейных и
общественных календарных праздников. Цель ее использования: умилостивить богов и духов,
таинственные силы природы, чтобы они способствовали благополучию семьи, богатому урожаю и
приплоду скота. Можно отметить и ряд воспитательных моментов, особенно для детей: приучение к
самодисциплине, терпению, выдержке, вниманию к присутствующим, укрепление гуманизма,
доброжелательности, уважения к старшим.
Народные обряды и обычаи не остались просто фактом истории, имеющим отношение лишь к
своему времени. Каждый праздник, несмотря на разнообразие составлявших его элементов,
воспринимался как нечто единое и цельное, подчинённое конкретной задаче. Обряды вобрали в себя
народную мудрость и талант. Они помогали людям жить и питали художественное творчество,
сохраняли опыт многих поколений, связывали настоящее и прошлое, вселяли уверенность в
будущем. Видимо поэтому мы и сегодня чтим многие традиции как источник силы национального
духа и любви к своей родине.
Основная литература.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М., 1999. – Гл. 1, 2.
Дополнительна литература
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.- М., 1978.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов – М., 1996.
Ягодинская Л.А. Вопросы культуры Древней Руси. – Омск, 2006. – Тема 2.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Обычай - это вошедшее в привычку общее правило, сложившееся исторически в результате
многократного повторения людьми определенного варианта поведения.Обряд - одна из форм
реализации обычая наряду с рациональными действиями.
[2] См.: Семенов Ю.И. На заре человеческой истории.- М., 1989.- С. 256-264.
[3] Опахивание - обряд охранительной магии, защиты от всякого зла: стихийных бедствий,
болезней людей и скота и проч. Глубокой ночью и в тайне от мужчин на окраине села собирались
женщины и, раздевшись до нижней рубашки или донага, распустив волосы, пропахивали сохой