Стр. 62 - 2

Упрощенная HTML-версия

богатству, щедрости и должна быть отблагодарена подарком или деньгами. Атрибутами свадебного,
рождественского, новогоднего стола были и «орешки» – символы богатства, плодородия, хорошего
урожая. Символический смысл имели подарки в виде пряников различной формы: сердце означало
признание в любви, колыбельку получали молодые на свадьбе, коня или петуха дарили мальчикам.
Одно из самых популярных блюд на Руси – блины. В старину блин сопутствовал человеку всю
его жизнь – от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательная еда во время
поминальных обрядов). Но прежде всего блины – необходимый атрибут Масленицы. С языческих
времён блины являлись символом солнца и их коллективное поедание знаменовало победу дня над
ночью, света над тьмой. В русских деревнях IХ-Х вв. известны круглые глиняные сковородки с
зубчатыми краями и крестом, знаком солнца, которые, вероятно, служили для выпечки масленичных
блинов[22].
Образную характеристику этому ритуальному угощению дал А.И. Куприн: «Блин кругл, как
настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит
растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным
идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых
детей»[23] .
Известно, что Масленица начиналась с поминовения умерших. Язычники верили, что души
предков возвращаются на землю вместе с теплом, травами и птицами, чтобы помогать живым, а
потому первый блин клали для них на «духовое» окошко. «Первый блин – комам», – говорили в
старину (комы – души умерших).
В мифологических представлениях блюда из зерна и муки соотносились с производящей,
рождающей силой нижнего мира, с силой плодородия, эротики, размножения. И поэтому
оказывались материальными символами связи, посредничества между мирами. Так, при
приготовлении каравая встречались огонь и вода, верх и низ модели мира. По мнению А.В. Юдина
«каравай оказывается точкой встречи и переплетения, взаимоперехода всех миров вертикали и
сезонов годового круга, он, в сущности, сам – символ круга времён, определяемого солнцем»[24].
Также трактуется символика масленичных блинов, а их неумеренное поедание – типичный
магический обряд плодородия: от количества съеденного зависит новый урожай и весеннее
возвращение солнца.
Эта же символика характерна для пасхальных яиц. В языческой Руси яйцо считалось
чудодейственным, источником жизни. Оно, как и зерно, несло не только рождение, но и воскресение
– внешне неживое семя, твердое известковое яйцо вдруг давало начало новой жизни, повторяя уже
известный путь: на землю, в гнездо – и вверх, в рост. Это позволяло соотнести его не только с
образом языческого умирающего и воскресающего божества, но и Христа.
Традиции встречи Пасхи восходят к языческой весенней земледельческой обрядности. Для
увеличения урожая окрашенные кровью яйца (чтобы они были более «угодны духам») катали по
земле. В некоторых местах России до сих пор делают голубков из выдутого куриного яйца
(древнейшая символика рождения жизни) или плетут их из соломы, которая символизирует
плодородие полей и напоминает лучистое солнце. Плетут также соломенное паникадило
(подсвечник) и, украсив его цветными тряпочками, вешают в красном углу до следующей Пасхи.
Давно известны ярко раскрашенные цветными узорами яйца – писанки, символизирующие
весну, солнце, пробуждение природы. Археологи нашли глиняные писанки в Киевской Руси.
Этнографы рассказали об очень архаичных космогонических изображениях на пасхальных писанках
небесных лосих-рожаниц, знаков земли, воды и др.
Освященное пасхальное яйцо за праздничным столом ели первым, деля его между всеми
участниками трапезы. Яйца дарили друзьям и знакомым, раздавали нищим, с ними связаны многие
поверья (оберег от болезни скотины, от молнии, средство для повышения урожайности посевов, для
тушения пожаров, поиска заблудившихся в лесу домашних животных) и игры (катание яиц,
«битки»). Сегодня красное яйцо является знаком воскресения Христа – символизирует наше
возрождение кровью Христа.
Не менее значима в обрядовой кухне и курица. Издавна она считалась жертвенной птицей,
наделялась магической силой плодородия. Это делало ее, в частности, одним из главных
компонентов свадебных обрядовых блюд. При отправлении невесты к жениху ей давали жареную
курицу, которой молодые угощались после первой брачной ночи, разрывая птицу руками на куски.