нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам – постигнет бедность;
нельзя оставлять кусок хлеба на столе, будешь худеть – он тебя есть будет или станет гоняться
за тобой на том свете;
не ломай хлеб руками – жизнь себе поломаешь.
Издревле известно доброе пожелание «хлеб-соль», оно отгоняет злых духов, является знаком
гостеприимства. Хлеб – это выражение милости, соль – любви. Хлеб означает пожелание богатства и
благополучия, соль защищает от враждебных сил. На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а
рядом стояла солонка: гостеприимство и особое положение, которое отводилось столу.
В разных случаях выпекали караваи, пироги, калачи, печенье и другой специальный хлеб.
Традиционный славянский круглый каравай, испечённый на огне, воплощал солнечную символику.
В языческие времена каравай был главным атрибутом свадебного обряда. Родительское
благословение молодых хлебом-солью некоторые исследователи считают ранней формой
заключения брака. Неординарная роль свадебного хлеба сохранялась до начала ХХ века. Выпекание
каравая было обусловлено сложным ритуалом, с которого, собственно, и начиналась свадьба,
сопровождалось пением и танцами. Каравайницами выбирались только жёны из счастливых семей.
Каждая приносила с собой муку, яйца, масло – объединение продуктов должно было сильнее
скрепить молодую семью. Тесто не должно быть слишком крутым (иначе жизнь молодых сложится
«круто») или слишком жидким (каравай в печи может лопнуть – жизнь молодых разобьётся). На
нижний корж клали сырые яйца (символ продолжения рода), ягоды, сыр и мёд (символы безбедной
жизни). Сверху каравай украшали голубками (любовь молодых), шишечками (плодородие),
уточками (благополучие). Каравай, испечённый в доме невесты, делили между гостями перед её
отъездом к жениху, а под конец свадьбы раздавали «женихов» хлеб, получая взамен подарки
молодым[21]. Разновидностью каравая является и украшенный крестом, высокий круглый
пасхальный кулич, он считался защитой от злых духов.
Ни одно гулянье, особенно семейное, не обходилось без пирогов (от слова «пир»),
считавшихся залогом благополучия семьи и хорошего урожая. Так, в день именин было принято
рассылать пироги (а в некоторых губерниях – большие сдобные булки, украшенные сверху изюмом,
– «именинники») родным и близким в качестве приглашения на праздник. Специальный пирог с
изюмом разламывали в разгар торжества над головой именинника и осыпали его начинкой,
приговаривая: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Также обязательным на именинах
был пирог с капустой. Пирогом заканчивался и поминальный обед. На большом блюде в окружении
свечей его выносили из дома умершего и раздавали нищим. Самые разные пироги, но чаще всего с
мясной начинкой, пекли на Рождество.
На свадьбе подавали курник – куполообразный пирог с курицей (символ плодородия). На
следующий день после свадьбы молодая пекла пирог для гостей, по виду которого судили о
домовитости будущей хозяйки.
Ко многим праздникам делали особое обрядовое печенье. На Рождество выпекали фигурки
домашних животных, чаще всего коров, овец, свиней, коней, птиц. Называли их по-разному:
колядки, каледушки, овсеньки, козульки, но значение они имели одинаковое – заклинание
плодовитости. Такую выпечку дарили родным, друзьям, детям, колядникам, выставляли в оконцах,
скармливали скоту, ими украшали ёлку. На севере был обычай одну фигурку ставить в сенях над
проходом, чтобы животные сами находили дорогу из стада домой и лучше плодились. В крещенские
праздники пекли кресты из кислого теста, иногда в них прятали монетку или пуговку «на счастье».В
арте взрослые и дети встречали весну печёными «жаворонками», их вешали на колья, нанизывали на
вилы и поднимали к небу или просто подбрасывали румяных птичек высоко вверх и пели зазывные
песни – веснянки. В Орловской губернии дети отдавали их матери, говоря: «Как жаворонок высоко
летал, так чтобы и лён твой высокий был».
С днём Иоанна Лествичника (30 марта / 12 апреля) связан обычай печь из теста лестнички для
восхождения в будущей жизни на небо. К синтезу двух мировоззрений привела ассоциация
христианского имени с языческим представлением о пути в загробный мир.Лесенки пекли и на
Вознесение (40-й день по Пасхе), их подбрасывали вместе с варёными яйцами вверх с приговором,
заклинавшим рожь вырасти так же высоко. Иногда при их помощи гадали о посмертной участи
человека.
Перед свадьбой выпекали шишки, голубков или уточек – их вручали во время приглашения
гостей как подарок от молодых. Эта символическая выпечка могла олицетворять стремление к